Volvo FH, кабель прицепа. Неочевидная проблема влаги.
Перечитывая статью Сцепка тягач прицеп. Кабель подключения. я случайно наткнулся на такие золотые слова ... Повышенная герметичность сборки розеток ISO 7638 - 1 / 24V или 2 / 12V ... исключает попадание влаги по проводам - внутрь блока управления ABS / EBS и повышает надежность / долговечность системы ...
Эти слова не несут в себе никакого беспокойства или тревоги за дальнейшую эксплуатацию тормозной системы EBS тягача Volvo FH 4 ... Однако, неожиданная неприятность произошла в самый нежелательный момент ... Первые звоночки тревоги появились, когда диагностика обнаружила болезнь соединительного кабеля тягач прицеп, привнеся новые волнения, заботы и хлопоты в повседневную жизнь ... Казалось, что ещё вот только что было всё нормально и не о чем беспокоиться ... Однако, новая помеха начинает тревожить о нарушение правильности действия соединительного кабеля и затрудняет дальнейшую эксплуатацию автомобиля ...
Волнения, заставляющие тревожиться были вызваны ошибкой : неисправность соединительного кабеля прицепа ... При этом, прицеп - не был подключен, но сама кабельная перекидка находилась, как обычно - в розетке ABS / EBS тягача ... Соединяющий провод был демонтирован и проверен :
- визуальным осмотром на внешние повреждения ...
- на целостность проводников по низкоомному пределу измерения сопротивления ...
- на целостность межконтактных коротких замыканий по низкоомному пределу измерения сопротивления ...
- на целостность проводников токовой нагрузкой ...
Приложенные усилия не выявили какую либо неисправность кабеля ... Однако, его повторное подключение снова обозначило повреждение соединительных линий, без явно видимых на то причин ... Поскольку выявление проблемы начинает даваться с трудом придется постараться и потрудиться, чтобы выявить причину ошибки ... Что же это может быть такое, невидимое, что может создавать подобные проблемы ? ... Очевидный ответ напрашивается один из двух : повреждение изоляции жил кабеля или вода ...
Нормы проверки сопротивления изоляции проводов указывают использовать удвоенное рабочее напряжение для тестирования ... 12в - 24в ... 24в - 50в ... 50в - 100в ... 220в - 500в ... 380в - 1000в ... Сопротивление изоляции выше 1000 вольт - не нормируется, видимо из-за значительных поверхностных утечек / стекания тока, поляризации и диэлектрических потерь изоляции, влияния окружающей среды и ионизации воздуха ... Да не суть ... В обычном автосервисе сопротивление измеряется не специализированным мегаомметром, а обычным бытовым мультиметром до 1 мОм ... Но, также - следует учитывать типовые сопротивления изоляции : ...
- Силовые кабели до 1 кВ : 0,5-1 МОм ...
- Кабели управления и контроля : 1-5 МОм ...
- Телефонные кабели : 5-10 МОм ...
То есть, иными словами, даже измеряя сопротивление жил автомобильных проводов, таким неспециализированным оборудованием, как обычный цифровой мультиметр - мы ожидаем получить значения, не менее 500 кОм ... Вот, как то так ... Устанавливаем высокоомный предел измерения 1 МОм, и получаем 75 - 250 килоом на разных проводниках - это мало ... Проверяемся светодиодной контролькой и она - горит : есть утечка, и кабель - шьет / пробивает ...
Вывод : даже если силовая контрольная лампа не горит при проверке смежных контактов на внутренние короткие замыкания - это совершенно не подтверждает исправность кабеля, а сложная электроника автомобилей - начинает сходить с ума от микро токовых утечек и помех ... Попадание влаги и микро трещины изоляции проводников создают идеальные условия для внутренних токовых утечек и сигнальных помех на жилах вполне исправного, на внешний вид, кабеля ... Диагноз : неисправен, на помойку ...
Некоторые прижимистые индивидуалы могут сказать : зачем сразу на помойку, если можно попытаться высушить на батарее ? ... Действительно, я тоже пытался сушить ... Но, вот что я скажу, после того, как хирургически скальпировал витой соединительный кабель тягач / прицеп, и извлек его внутреннее содержимое - для осмотра : при изготовлении производители закладывают токонепроводящую основу / веревку (для усиления и противодействия деформации) , так вот ... Эта основа, заполнитель / сердечник, изготовляется из различных материалов : ... Хлопчатобумажные нити ... Полипропиленовые волокна ... Поливинилхлоридные (ПВХ) нити ... Стекловолокна ... Кевларовые волокна ... Если синтетические нити - не впитывают влагу, то хлопчато / бумажные - работают, как пылесос, вгоняя воду внутрь кабеля и приводя его в негодность ...
Со временем, внутри кабеля образуется болото ))) ... Очень интересно узнать способ, которым вы собираетесь его высушить ... Даже, если использовать тепловую пушку, то вода, накопленная внутри кабельной продукции - быстрее вскипит внутри, чем по микропорам попытается выползти наружу ))) ... Хотя, конечно, если сделать специальный адаптер и с одной стороны вгонять осушенный воздух под давлением и, с одновременным нагревом, пытаться вытеснять влагу - может что-то и получиться, но это уже будет специальная установка и совершенно другая история ))) ...
P.S. ... Кстати, сопротивление изоляции исправной автомобильной перекидки, между отдельными проводниками (то есть - удвоенное, так как на каждом проводе есть своя изоляционная рубашка) - более 1 МОм, что наилучшим образом вписывается в теорию минимальных значений для силовых кабелей до 1 кВ : 0,5 МОм * 2 = 1 МОм и более ))) ...
Декабрь, 2024 ...
Раздел dtc-fuse-ewd : список всех страниц ...