MAN TGS TGX с PTM, неисправность вентилятора.
Не много же, в интернете, информации по диагностике неисправности электро / вязкостной муфты вентилятора охлаждения MAN TGX выпуска с 2011 года с блоком управления автомобилем PTM / PowerTrain Module (силовая установка) ... Большая часть разговоров идет про сборку MAN TGA из электросхем K100 первой и второй редакции, с блоком управления автомобилем FFR ...
Основная очевидная причина неисправности вентилятора с ЭБУ FFR : при обрыве приводного ремня обрывает провода к визкомуфте с электроуправлением (внутри находятся электроклапан и датчик оборотов) ... Неочевидные, но легко выявляемые проблемы : электроклапан вентилятора, датчик оборотов, провода и ЭБУ FFR ...
Однако, прозвонить электромуфту вентилятора MAN TGX с ЭБУ PTM таким легким образом / способом - не получится ... Причина - показана на фото : это силовой транзистор внутри сборки электромуфты, препятствующий прохождению несанкционированного тока / напряжения ... Подлянка, однако ))) ...
Именно по этой причине не удается простым и однозначным образом прояснить исправность сопротивления катушки электромагнита, и таким образом доказать / опровергнуть неисправность Fan Clutch визкомуфты ... Однако, на ресурсе mhh auto есть косвенная информация, где неявно упоминается сопротивление обмотки электромагнита и сообщается другая полезная информация ...
Почти дословно ... На Euro 5 с EDC7 вентилятор управляется блоком PTM ... На евро 6 с EDC17 электромуфта вентилятора получает управление непосредственно с ЭБУ двигателя ... А вот дальше - становится уже интереснее ...
Проверка сопротивления ... минимум при напряжении 20 в = 27 Ом ... максимум при 32 в = 33 Ом ... типичное сопротивление при 28 V = 30 Ом ...
Что именно / неявно хотел сказать автор поста ? ))) ... Он хотел сказать, что нельзя напрямую измерить сопротивление обмотки включения вентилятора, но можно сделать это косвенным образом, используя метод измерения потребляемого тока электроклапаном визкомуфты, при известном напряжении, и рассчитать сопротивление по закону Ома ))) ...
Пробуем сделать это ... Берем аккумулятор 18в от электрошуруповерта и, согласно полярности : масса - к массе автомобиля / электромуфта вентилятора установлена и подключена [ даже кабину поднимать не надо ))) ] ; плюс - на выход управления / PTM контакт Fan Clutch - через мультиметр в режиме измерения тока ...
U = 18V , I = 0.5А , R = U / I = 18 / 0.5 = 36 Ом ... Это - примерно правильный результат, из чего можно сделать вывод, что электромуфта вентилятора - исправна, и её замена - не требуется ...
Смотрите, что мы имеем ... Приводной ремень и провода - не оборваны ... В PTM нет ошибок на датчик скорости оборотов вентилятора и он видит вращение (цифровые прямоугольные импульсы) ... Судя по всему - имеет место неисправность самого PTM, а по отзывам потребителей - он имеет гораздо более низкую надежность, по сравнению с блоком управления FFR ...
Кстати, вы знаете в чем заключается основное отличие PTM от FFR ? ))) ... FFR имеет более древнюю схемотехнику, где все сигналы поступали напрямую по проводам, а PTM - более новая разработка с CAN шиной и поэтому имеет гораздо меньше прямых проводников, так как часть информации поступает виртуально по CAN data bus шине ... Как бы то ни было, PTM - это прямой аналог и правоприемник FFR ))) ...
Однако, теперь, чтобы забраковать PTM модуль - нужно знать логику и алгоритм его работы, желательно взятые с исправного автомобиля ...
- при неисправности управления электромуфты и во избежание перегрева двигателя - вентилятор работает постоянно ... Иначе - неисправность сцепления муфты, обрыв ремня и прочие механические неисправности ...
- при включении зажигания PTM сразу подает питание +24v на контакт B38 разъема X1124/B PTM, позволяя разблокировать муфту вентилятора ...
- при запуске двигателя и нормальном управлении вентилятором - он не будет останавливаться сразу, что обусловлено инертностью геля / заполнителя и малыми проходными сечениями каналов внутри визкомуфты ...
- через некоторое время сцепление разблокируется и вентилятор перестанет шуметь потоком нагнетаемого воздуха ... PTM перейдет в режим частичного PWM управления вентилятором, по заложенным в память алгоритмам работы, на основании показаний температуры / оборотов двигателя, а также частоты вращения собственно крыльчатки продувки / охлаждения радиатора ... В это время, напряжение на контакте B38 разъема X1124/B будет неустойчиво прыгать от 0 до +24в, поддерживая коэффициет передачи / зацепления вентилятора - на заданном производителем уровне, чтобы обеспечить достаточную степень охлаждения двигателя, соразмерно нагрузке, износу и экономии топлива ...
- если блок PTM не подает напряжение управления вентилятором +24v - это расценивается как его внутренняя неисправность ...
К сожалению я еще не видел полной схемы MAN TGS / TGX с блоком управления PTM ... Предполагаю, что это электросхема под кодовым обозначением T160 ... Частичную информацию можно найти в PDF документе MAN TGS TGX PTM T160 1-е издание [15Mb], который под разными именами можно самостоятельно найти в интернете / на специализированных авто форумах ...
Провода в грузовиках МАН обозначаются пятизначными цифровыми номерами, следуя которым можно выяснить назначение проводников / контактов в сервис мануале или руководству по ремонту ...
61304 Fan clutch / электросцепление вентилятора ...
31000 Ground / масса ...
61104 Supply, fan clutch hall switch / питание сенсора датчика Холла оборотов вращения вентилятора ...
61305 Hall switch signal / сигнал сенсора датчика Холла оборотов вращения вентилятора ...
60614 Hall switch signal GND (-) / сигнальная масса сенсора датчика Холла оборотов вращения вентилятора ...
Разъемы блока управления MAN TGX PTM, номера контактов ...
Официальная электросхема подключения модуля A968 Fan Clutch с датчиком оборотов частоты вращения вентилятора ...
Любительская электросхема MAN TGX PTM управления вентилятором охлаждения двигателя ... Обратите внимание, что номера контактов разъема подключения электро / визко муфты - сильно перепутаны ))) ... Это может сбить с толку ))) ... Контакт 6 / 2 - пустой, и не имеет подключения ...
Просто для прикола и информации ... Сигнал датчика Холла оборотов вентилятора MAN TGX, осцилограмма на холостом ходу ... Может быть кому-то будет интересно / понадобиться в будущем ))) ...
Декабрь, 2024 ...
Раздел dtc-fuse-ewd : список всех страниц ...