Сайт TechStop-Ekb.Ru, логотип текстовый.Сайт Тех Стоп Екб Ру, логотип инфографика.

Как работает управление FAN Clutch на МАН.

MAN TGS TGX с PTM, неисправность вентилятора.

Не много же, в интернете, информации по диагностике неисправности электро / вязкостной муфты вентилятора охлаждения MAN TGX выпуска с 2011 года с блоком управления автомобилем PTM / PowerTrain Module (силовая установка) ... Большая часть разговоров идет про сборку MAN TGA из электросхем K100 первой и второй редакции, с блоком управления автомобилем FFR ...

Основная очевидная причина неисправности вентилятора с ЭБУ FFR : при обрыве приводного ремня обрывает провода к визкомуфте с электроуправлением (внутри находятся электроклапан и датчик оборотов) ... Неочевидные, но легко выявляемые проблемы : электроклапан вентилятора, датчик оборотов, провода и ЭБУ FFR ...

Однако, прозвонить электромуфту вентилятора MAN TGX с ЭБУ PTM таким легким образом / способом - не получится ... Причина - показана на фото : это силовой транзистор внутри сборки электромуфты, препятствующий прохождению несанкционированного тока / напряжения ... Подлянка, однако ))) ...

MAN TGX with PTM transistor inside fan clutch.

Именно по этой причине не удается простым и однозначным образом прояснить исправность сопротивления катушки электромагнита, и таким образом доказать / опровергнуть неисправность Fan Clutch визкомуфты ... Однако, на ресурсе mhh auto есть косвенная информация, где неявно упоминается сопротивление обмотки электромагнита и сообщается другая полезная информация ...

Почти дословно ... На Euro 5 с EDC7 вентилятор управляется блоком PTM ... На евро 6 с EDC17 электромуфта вентилятора получает управление непосредственно с ЭБУ двигателя ... А вот дальше - становится уже интереснее ...
Проверка сопротивления ... минимум при напряжении 20 в = 27 Ом ... максимум при 32 в = 33 Ом ... типичное сопротивление при 28 V = 30 Ом ...

Что именно / неявно хотел сказать автор поста ? ))) ... Он хотел сказать, что нельзя напрямую измерить сопротивление обмотки включения вентилятора, но можно сделать это косвенным образом, используя метод измерения потребляемого тока электроклапаном визкомуфты, при известном напряжении, и рассчитать сопротивление по закону Ома ))) ...

Пробуем сделать это ... Берем аккумулятор 18в от электрошуруповерта и, согласно полярности : масса - к массе автомобиля / электромуфта вентилятора установлена и подключена [ даже кабину поднимать не надо ))) ] ; плюс - на выход управления / PTM контакт Fan Clutch - через мультиметр в режиме измерения тока ...
U = 18V , I = 0.5А , R = U / I = 18 / 0.5 = 36 Ом ... Это - примерно правильный результат, из чего можно сделать вывод, что электромуфта вентилятора - исправна, и её замена - не требуется ...
Смотрите, что мы имеем ... Приводной ремень и провода - не оборваны ... В PTM нет ошибок на датчик скорости оборотов вентилятора и он видит вращение (цифровые прямоугольные импульсы) ... Судя по всему - имеет место неисправность самого PTM, а по отзывам потребителей - он имеет гораздо более низкую надежность, по сравнению с блоком управления FFR ...
Кстати, вы знаете в чем заключается основное отличие PTM от FFR ? ))) ... FFR имеет более древнюю схемотехнику, где все сигналы поступали напрямую по проводам, а PTM - более новая разработка с CAN шиной и поэтому имеет гораздо меньше прямых проводников, так как часть информации поступает виртуально по CAN data bus шине ... Как бы то ни было, PTM - это прямой аналог и правоприемник FFR ))) ...

Однако, теперь, чтобы забраковать PTM модуль - нужно знать логику и алгоритм его работы, желательно взятые с исправного автомобиля ...
- при неисправности управления электромуфты и во избежание перегрева двигателя - вентилятор работает постоянно ... Иначе - неисправность сцепления муфты, обрыв ремня и прочие механические неисправности ...
- при включении зажигания PTM сразу подает питание +24v на контакт B38 разъема X1124/B PTM, позволяя разблокировать муфту вентилятора ...
- при запуске двигателя и нормальном управлении вентилятором - он не будет останавливаться сразу, что обусловлено инертностью геля / заполнителя и малыми проходными сечениями каналов внутри визкомуфты ...
- через некоторое время сцепление разблокируется и вентилятор перестанет шуметь потоком нагнетаемого воздуха ... PTM перейдет в режим частичного PWM управления вентилятором, по заложенным в память алгоритмам работы, на основании показаний температуры / оборотов двигателя, а также частоты вращения собственно крыльчатки продувки / охлаждения радиатора ... В это время, напряжение на контакте B38 разъема X1124/B будет неустойчиво прыгать от 0 до +24в, поддерживая коэффициет передачи / зацепления вентилятора - на заданном производителем уровне, чтобы обеспечить достаточную степень охлаждения двигателя, соразмерно нагрузке, износу и экономии топлива ...
- если блок PTM не подает напряжение управления вентилятором +24v - это расценивается как его внутренняя неисправность ...

К сожалению я еще не видел полной схемы MAN TGS / TGX с блоком управления PTM ... Предполагаю, что это электросхема под кодовым обозначением T160 ... Частичную информацию можно найти в PDF документе MAN TGS TGX PTM T160 1-е издание [15Mb], который под разными именами можно самостоятельно найти в интернете / на специализированных авто форумах ...

Провода в грузовиках МАН обозначаются пятизначными цифровыми номерами, следуя которым можно выяснить назначение проводников / контактов в сервис мануале или руководству по ремонту ...
61304 Fan clutch / электросцепление вентилятора ...
31000 Ground / масса ...
61104 Supply, fan clutch hall switch / питание сенсора датчика Холла оборотов вращения вентилятора ...
61305 Hall switch signal / сигнал сенсора датчика Холла оборотов вращения вентилятора ...
60614 Hall switch signal GND (-) / сигнальная масса сенсора датчика Холла оборотов вращения вентилятора ...

Разъемы блока управления MAN TGX PTM, номера контактов ...

Разъемы блока управления MAN TGX PTM, номера контактов.

Официальная электросхема подключения модуля A968 Fan Clutch с датчиком оборотов частоты вращения вентилятора ...

Официальная электросхема MAN TGX PTM, модуль A968 Fan Clutch.

Любительская электросхема MAN TGX PTM управления вентилятором охлаждения двигателя ... Обратите внимание, что номера контактов разъема подключения электро / визко муфты - сильно перепутаны ))) ... Это может сбить с толку ))) ... Контакт 6 / 2 - пустой, и не имеет подключения ...

Любительская электросхема MAN TGX PTM управления вентилятором.

Просто для прикола и информации ... Сигнал датчика Холла оборотов вентилятора MAN TGX, осцилограмма на холостом ходу ... Может быть кому-то будет интересно / понадобиться в будущем ))) ...

Сигнал датчика Холла оборотов вентилятора MAN TGX with PTM.

Декабрь, 2024 ...

Раздел dtc-fuse-ewd : список всех страниц ...