Диагностика АКБ по измерению напряжения в ячейке.
Не являясь профессиональным аккумуляторщиком, я много времени посвятил изучению процессов работы аккумуляторных батарей, методам тестирования работоспособности автомобильных батарей, в том числе и подробно изложенным в ГОСТ ... Однако, предлагаемый ниже способ проверки исправности аккумулятора и доказуемого выявления неисправной банки - никак не был отражен в многочисленных страницах технической документации ...
Достаточно легко провести измерение напряжения в каждой отдельной банке аккумулятора с открытыми перемычками ... Но, что делать, если это современная малообслуживаемая батарея - без доступа к выводам каждой индивидуальной ячейки комплекта ? ... Итак, что мы имеет в максимуме ? ... Две наружные клеммы аккумулятора, и плотность кислоты, измеряемую через откручиваемую пробку ...
- можно ли достоверно судить, об исправности батареи, измерением напряжения на основных выводных клеммах АКБ ? - нет : одна банка может не работать, в то время, как остальные пять - могут быть перезаряжены ...
- можно ли достоверно судить, об исправности батареи, измерением плотности электролита в банках АКБ ? - нет : уровень и плотность в банке может быть в норме, но электро / химические процессы - отсутствовать напрочь ...
- можно ли измерить электрическое напряжение в каждой банке аккумулятора, погружая электроды в кислоту электролита ? ... а - почему бы и нет ? ...
Только, вот, результат измерения, может показаться - абсолютно странным ...
* Во-первых, инструкции предупреждают о загрязнении АКБ примесями посторонних металлов, так что придется изготовить специальные свинцовые электроды, безопасные для внутреннего устройства автомобильных свинцовых стартерных батарей ...
* Во-вторых, почему нельзя использовать измерение напряжения в ячейке - через кислоту электролита, если эта субстанция - итак является транспортом переноса зарядов тока между пластинами, то есть - является токопроводящей жидкостью ... Кто сказал, что - нельзя ? ))) ...
* В-третьих, какие напряжения следует считать исправными, так как может встретиться, минимум 5 типов значений, не включая всевозможные промежуточные ... 1,55в ... 4,28в ... 2,15в ... 0,55в ... 0в ... Что может значить и говорить о состоянии АКБ, каждое из перечисленных значений ? ...
Вот пример теста относительно исправного аккумулятора ... Я рекомендую выполнять измерения от плюса к минусу ...
# Тест : Соседние ячейки (значения указаны зеленым цветом) ... От кислоты соседней ячейки 1 до кислоты соседней ячейки 2 ... И так далее, до минуса ...
... плюс : 1 = 1,55в ... 1 : 2 = 2,12в ... 2 : 3 = 2,14в ... 3 : 4 = 2,15в ... 4 : 5 = 2,16в ... 5 : 6 = 2,15в ... 6 : минус = 0,58в ... Можно ли считать это измерение - действительным ? ... Нет, потому-что ячеек в АКБ - 6, а измерений - семь ))) ...
# Тест : Ячейки через одну (значения указаны красным и синим цветом) ... От плюс до кислоты во второй банке ... От кислоты в первой банке до кислоты в третьей банке ... И так далее, до минуса ...
... плюс : 2 = 3,65в ... 1 : 3 = 4,36в ... 2 : 4 = 4,35в ... 3 : 5 = 4,36в ... 4 : 6 = 4,35в ... 5 : минус = 2,78в ... Можно ли считать это измерение - действительным ? ... Нет, и хотя шесть измерений - равны количеству секций аккумулятора, но отображаемые значения - аномально неприемлимы, на первый взгляд ...
Что здесь происходит, спросите вы, и также, я - спрашивал себя сам ... Особую настороженность и внимание привлекают значения от плюс к 1 ячейке = 1,55в ; и от минус к 6 ячейке = 0,58 вольт ... Когда же меня осенило сложить эти два значения, то сумма оказалась = 2,13 вольта, что примерно соответствует нормальному напряжению в ячейке исправного аккумулятора, 12,5 / 6 = 2,08 вольта ...
Это - поразительно, но оказывается, что распределение потенциала : положительно заряженная пластина - электролит - отрицательно заряженная пластина, является - неоднородным, с перекосом ... Тогда я прибег к помощи искуственного интеллекта Яндекс GPT, и Алиса сообщила мне, что оказывается, что возле положительных пластин скапливается большая (ударение на первом слоге) концентрация электролита, и это сопровождается повышенной отдачей напряжения ... Достоверно, я не знаю, так оно или нет, но объяснение вписывается в результаты моих реальных экспериментов ...
Таким образом, из этого объяснения, логически вытекает, что - не только первая, но и каждая последующая банка аккумулятора - ведут себя подобным образом ...
* от электролита в сторону плюса = 1,55в ; от электролита, в сторону минуса = 0,55в ...
* дальше - начинается чистой воды математика ...
* если, от плюса до второй банки = 3,65в , а от плюса до первой банки = 1,55в, то 3,65 - 1,55 = 2,10в, то есть сумма невидимого минуса 0,55 первой ячейки и невидимого плюса 1,55 второй ячейки, то есть ровным счетом именно то, что можно наблюдать при измерении между потенциалом электролита первого и второго элемента ...
* если, между электролитом первой и третьей ячеек напряжение равно 4,36в, то это сумма величин 2,12в [измерение 1 : 2] и 2,14в [ измерение 2 : 3] ...
Что эти знания работы и распределения напряжения в банках аккумуляторной батареи дают в случае реального решения проблемы и доказательного случая неисправности малообслуживаемого АКБ ? ... Рассмотрим пример ...
Уровень электролита = в норме ...
Плотность электролита : 1,28 ; 1,28 ; 1,27 ; 1,27 ; 1,27 ; 1,28 ...
Foxsur Battery Analyzer, тест SOH (уровень жизни) = 69% , тест SOC (уровень зарядки) = 01%, рекомендации : перезарядить ... Но я не буду этого делать, и вот почему ...
Напряжение 4 : 6 = 2,14в вместо ожидаемых 4,28 вольта ... Проблема ...
Напряжение 5 : 6 = 0 вольт, вместо ожидаемых 2,10в ... Проблема ... Нет, ни 0,55в по минусу от банки 5, ни 1,55в по плюсу от банки 6 ...
Напряжение 6 : минус = 0,61 вольт, немного перезаряжено, но указывает об исправности шестого элемента аккумулятора ...
Вывод : по косвенным признакам очень высокая вероятность отказа электро / химической проводимости в пятой банке АКБ ... Перезарядка - не поможет, анализатор батарей - ошибается ...
Данный случай, как нельзя кстати - демонстрирует важность комплексного подхода к диагностике аккумуляторов, включающего как автоматизированные тесты, так и детальный анализ индивидуальных параметров каждой банки ... В случае сложно сочетательных неисправностей, автоматизированные анализаторы батарей могут давать некорректные рекомендации, но решение проблемы - не может быть достигнуто простым путем ... В целом, новые способы диагностики неисправностей аккумуляторов могут существенно повлиять на автомобильную отрасль ... Повышение безопасности, путем своевременного выявления потенциальных проблем (перегрев, короткое замыкание) ... Предотвращение серьезных аварий ... Технологическое развитие и внедрение новейших систем мониторинга исправности АКБ ... Повышение доверия потребителей к автоэлектрикам, автодиагностам, автосервисам и СТО в целом ...
Апрель, 2025 ...
Раздел article : список всех страниц ...