Расход топлива vs скорость и нагрузка. Графики. Анализ.
Расход топлива. Средняя скорость. Нагрузка. Мощность. График.
Не имея на руках достоверных статистических данных - трудно говорить о возможном взаимном влиянии топлива, нагрузки и скорости движения - друг на друга ... Так почему бы не исправить этот пробел в знаниях и не составить графики табличных данных, чтобы разобраться, как тот или иной параметр ЭБУ взаимно влияет на каждый из смежных параметров - с картинками и комментариями ...
За основу взяты репорты статистики грузовых перевозок c 2013 по 2021 года, считанные с грузовиков Freightliner с двигателем S60 Detroit Diesel ... Полученные данные можно считать абсолютно достоверными, так как они исключают влияние многих зависимых параметров ... Внешних факторов (сезонов времени года, погоды, веса грузов и направления грузовых перевозок [включая углы наклона дороги на местности и перепады высот в горах]) ... Внутренних факторов (стиль движения водителей, состояние исправности двигателя и грузовика в целом) ...
Обзорный график всех трех параметров (расход топлива, нагрузка на двигатель, средняя скорость движения) - может не показать всех тонкостей взаимного влияния, так как чуть ниже вы сможете увидеть и понять, что влияние одного параметра на другой - может быть значительно выше, чем - наоборот ... Именно поэтому графики будут рассматриваться парами, по привязке к сортировке по возрастанию - тех или иных параметров работы двигателя автомобиля ... Принимая во внимание указанные графики диаграмм кривых - следует понимать, что это - не точные контрольные значения, а - возможные допустимые (средне / статистические) диапазоны, включая настройки параметризации электронных блоков управления двигателем и адаптивную ответную реакцию ЭБУ на возможное приведение параметров к некоему заводскому нормативу - в ответ на обнаруженные отклонения ...
График - расход топлива, средняя скорость и нагрузка двигателя.
Следует помнить, что конвейерные сборки автомобилей и грузовиков - изначально соответствуют, как минимум 5% процентному разбросу параметров устанавливаемых компонентов систем (свободно поддающиеся само / адаптации ЭБУ), поэтому все изготовленные единицы авто / транспорта сходят с конвейера - одинаковые, как братья близнецы ...
Взаимный анализ влияния параметров работы двигателя.
График, расход топлива против нагрузки двигателя.
График, расход топлива против нагрузки двигателя ... Graph, diagram, curve, Load vs Fuel ... Наибольший интерес здесь представляет график Fuel vs Load ... Нагрузка двигателя - величина крайне непостоянная, и зависит, как от самого водителя грузовика, так и от особенностей сборки автомобиля / исправности двигателя ... Чего - совершенно нельзя сказать о расчете расхода топлива в ЭБУ и его фактическом расходе, независимо от степени загрузки грузовика, стиле вождения водителя, условий погоды и дорожной местности трассы (и прочих, прочих причин) ... Рассмотрим эту диаграмму - подробнее ...
Анализ графика расход топлива и нагрузка двигателя.
На представленной кривой - ясно различимы четыре основных участка и 5 ступенек ... Но весь анализ графика - не имеет смысла без указания начальной (заводской) точки установки желаемого расхода топлива, устанавливаемой в параметрах, как = 33,6 - 33,7 л / 100 км ... Именно этим объясняется достаточно ровная прямая линия расхода топлива от 32,4 до 34,4 л / 100 км (зона 2), попадающая в зону действия саморегулировки блока управления двигателем, в диапазоне -4% ... +4% ...
Если вы не знакомы с пределами регулирования ЭБУ, то отклонения +/- 4% считаются идеальными ; +/- 12% это указывает на 50% износ компонентов системы впрыска или двигателя ; +/- 20% процентов и более, это - полный пипец, как говорит Аллочка из сериала Универ (в миру Мария Кожевникова, актриса и политик, депутат от партии Единая Россия) ...
Зона 1 - резкий скачок, выход из нормативной регулировки ... Зона 2 - область регулировки ЭБУ для оптимального расхода топлива ; средняя нагрузка на двигатель находится в пределах 32% - 37% процентов, что свидетельствует об аккуратном отношении к затребованию мощности двигателя и перегрузкам грузовика ... Зона 3 - несколько скачков увеличения расхода топлива и адекватное увеличение расхода топлива в ответ на развиваемую мощность двигателя и перегрузки ... Зона 4 - резкий скачок потребления топлива в ответ на избыточные нагрузки двигателя (неисправности компонентов и систем, гонщики педаль в пол, перегрузки сверх лимитированного веса груза) ...
Теперь стоит обратить внимание на правый график Load vs Fuel ... На картинке отчетлива видна граница перехода расхода топлива из режима затребования / недостатка мощности в режим насыщения / избытка и ограничения подачи топлива ... Этот переход соответствует точке примерной нагрузки на двигатель в 38% процентов ... Расход топлива 38 л / 100 км - также является обще / принятой мерой потребления топлива для американских магистральных тягачей ... Увеличение нагрузки до 50% может быть связано с тем, что водителям - часто кажется, что их двигатель не развивает достаточной мощности и они где надо (и где не надо) - начинают передавливать (перенажимать) педаль газа ... Как уже было выяснено выше - затребование избыточной нагрузки и мощности (в разумных пределах) - по барабану блоку управления двигателем, алгоритмы которого - призваны максимально эффективно обслужить расчетный расход горючего и не допустить перерасхода на исправном автомобиле ... Однако, если до нагрузки в 38 процентов - система позволяет увеличение топливоподачи и мощности, то / после - подача топлива зажимается и ограничивает развиваемую мощность ...
Другими причинами избыточной нагрузки на двигатель могут являться неисправности мотора и компонентов систем, а также загрузка и перевозка грузов с перегрузкой, сверх установленного лимита и агрессивное движение к пункту доставки с ограничением по времени ... Такие режимы работы грузовика - без сомнения повлекут чрезмерный преждевременный износ двигателя, тормозных колодок / барабанов колес и самих шин (экстренным торможением с высокой скорости) и других сопряженных систем, увеличивая значение параметра : утилизация автомобиля (по другому - амортизация) [то есть - расчетный износ] ...
График, расход топлива против средней скорости движения по трассе.
График, расход топлива против средней скорости движения грузовика по трассе ... Curve, graph, diagram, Speed vs Fuel ... Поскольку скоростное движение в городах и на трассе - ограничено на законодательном уровне (с учетом остановок, светофоров и знаков ограничения скоростного режима на опасных участках трассы) ... То и средняя скорость большинства водителей - становится примерно равной средней пропускной скорости движения по трассе, и колеблется в зависимости от условий грузоперевозок от 50 до 70 км / ч ... Обратите внимание - это средняя скорость (не максимум и не минимум), которую может отображать любой мало / мальский навигатор ...
Судя по левому графику - нельзя сказать, что расход топлива как-то связан со средней скоростью ... Однако, всем профессиональным водителям - известны приемы и методы вождения для экономии топлива ... Плавный (не агрессивный) стиль вождения ... Давление в колесах ... Хорошая смазка ... Снижение аэродинамического сопротивления движению ... Использование горного тормоза, наката и круиз контроля ... Но одним из важнейших качеств водителя грузовика становится умение предвидеть развитие дорожной ситуации, позволяющее выбирать оптимальную скорость движения и исключить резкие разгоны и торможения, чрезмерно увеличивающие расход топлива ...
Судя же, по правому графику - начиная со средней скорости 65 км / ч - наблюдается некоторое снижение среднего расхода топлива с 40 до 35 л / 100 км ... Поэтому и сложилось мнение, что при средней скорости менее 60 км / ч хорошего расхода от автомобиля - ждать не приходится ...
График, нагрузка двигателя и средняя скорость движения.
График, нагрузка двигателя и средняя скорость движения ... Diagram, curve, graph, Speed vs Load ... Анализ этих диаграмм - не дает (лично мне) сколь ни будь существенной диагностической информации, кроме того, что средняя скорость и нагрузка на двигатель - изменяются прямо пропорционально (почти параллельно) на картинках графиков ... И нагрузка, и скорость - крайне изменчивые параметры, зависимые от многих внутренних и внешних факторов, и потому - не оказывающие значительного влияния друг на друга, сами становясь заложниками обстоятельств ...
Однако, на правом графике видно, что увеличение нагрузки на двигатель - приводит к меньшему увеличению скорости (более пологому) и большему износу мотора ... Возможно, это связано с тем, что лобовое сопротивление автомобиля увеличивается пропорционально квадрату скорости, и начиная с некоторой величины - упругость воздуха начинает играть отрицательную роль, замедляющую скорость движения грузовика (резко увеличивая потребление топлива), даже с учетом инерции 40-ка и более тонн масс ...
Апрель, 2021 ...
Раздел article : список всех страниц ...