Преобразователь 24 на 12, не работает, щелкает. Чиним.
Лучшее для нужд. Преобразователь системы 24В в питание аксессуаров на 12В.
Первая часть Марлезонского балета ... Да, братцы ... Столкнулся я с г*** ... Три дня жизни - в г*** ... И, все - из-за, чего ? ... Попросили меня знакомые навести порядок в шайтан / проводке и, заодно - подключить и проверить конвертер преобразователь 24 в 12 вольт ... С виду - обычная работа ... Это - не конвертер 12 в 24 вольт для ABS на переходных реле - скоммутировать ... Почистил электропроводку от соплей, пробросил новый жгуток и на кронштейн пассажирского сиденья поставил инвертор 24 в 12 для питания рации и магнитофона (автомагнитолы) ...
Проверяю - не работает ... Вид у него - не важнецкий ... Есть еще один ... Переустанавливаю / проверяю - тот же вид, только сбоку - никакой реакции ... Привезли какой-то местный самопал ... Выглядит фирмово, с лампочкой и кнопочкой, красивая витиеватая надпись - только не работает это руко / блудо изделие от грамотных энергетиков, не выдает заявленные параметры согласно прейскуранту, то есть - вообще ничего не выдает ...
Ну, хозя - пробивной, по 8-800 (или, как там?) дозвонился до тех / поддержки, приехал ведущий специалист по конвертированию напряжения в деньги, поменял преобразователь, потыкался Ц-ешкой или, по-современному - мультиметром, поматерился для приличия, сделал еще одну рокировку шила на мыло - и, со словами : у вас тут масса не подключена была ... - благополучно отбыл на Родину (на базу), в неизвестном направлении ...
Ну - специалисту, конечно же виднее ... Хотя, заблудится в трех проводах, как в трех соснах - куда ни глянь : ни елок / ни палок ... одни пеньки ... Проверяем - о, включается, лампочка на преобразователе горит ... Стопэ ... Мы, че, светодиод с выключателем покупали? А, где обещанное напряжение 12 вольт ? В π***, как сказали бы более опытные и грамотные товарищи ...
Делать - нечего ... Как, выяснилось, на преобразователи 24 в 12 V существует некоторый дефицит ... Пред / новогодний, что-ли ? ... Хотя, раньше, проблемы были - именно с конвертерами 12 в 24в ... Пришлось купить проверенный временем и пациентами конвертер 24 в 12в марки 21.3759-05 ... Так, как уже имеется негативный опыт общения с подобными электро / техническими изделиями - попросили проверить не пачкая - мало ли, что - хотя-бы попытаться вернуть обратно, хотя в магазине сказали, что обратно не примут ... Прикольно, ну и понятно - г***, ведь обратно в ж*** не возвращается?! ...
Чтобы не сохатить винтами посадочные места, инвертор преобразователь напряжения, размещенный на резиновом коврике в ногах, был аккуратно подключен к фишке питания - и, чудо - устройство без проблем выдало требуемые схеме радио / аппаратуры 12 вольт - без пыли и шума ... И, все бы ничего - но, в время проверки, алюминиевый корпус преобразователя 24 в 12 - слегка (едва) коснулся железного корпуса пассажирского сиденья ... Проскочила маленькая сине / желтая искорка ... Щелкнули реле защиты в конвертере - и выходное напряжение, со скоростью 300000 км / с - перестало поступать на выходной разъем 12в ... О-па ! ... Ни фига, се - а это, товарищи военные - залет ... По полной программе ...
Вторая часть Марлезонского балета.
Так уж издревле повелось в России, что чтение инструкций происходит в свободное, от установки преобразователей, время ... Теперь, когда очередной конвертер крякнул - свободного времени, хоть завались ...
... Внимание! ... Что бы там ни было понаписано в инструкции - никогда не подключать корпус преобразователя 24 / 12в кооперативного производства - к массе автомобиля, во избежание короткого замыкания и выхода конвертера из строя ...
Так - что, там по / написано, читаем внимательно ...
- Конвертер 24 / 12 в (30А) 21.3759-05 ...
- Предназначен для подключения бытовых автомобильных приборов и другой аппаратуры с напряжением питания 12в к бортовой сети грузовых автомобилей и автобусов ... Применяется на транспортных средствах любой марки с напряжением бортовой сети 24в ...
- Конвертер собран на алюминиевом радиаторе, обеспечивающем надежный отвод тепла ... Схема конвертера имеет защиту от короткого замыкания и превышения напряжения на выходе ...
- Рекомендации по монтажу : ...
- Прибор установить вертикально на металлическом (!!!) основании в защищенном от влаги месте салона грузовика, обеспечив надежную циркуляцию воздуха, и надежно закрепить ...
- Вывод 24в / зеленый соединить проводом 2,5 мм2 с + грузовика ...
- Вывод 12в / красный соединить проводом 2,5 мм2 с + потребителя ...
- Вывод - / черный конвертера и - потребителя надежно соединить с массой грузовика ...
- Внимание ! ... Категорически запрещается неправильное подключение выводов, приводящее к выходу конвертера из строя ... Гарантийный срок 1 год с момента продажи, при условии соблюдения правил эксплуатации ...
... Адрес изготовителя ... Странно ... Ни - адреса типографии / издательства, ни - заказа и тиража ... Сами, что ли, инструкцию - печатали ? ...
Как мудро и веско говорят патологоанатомы : вскрытие - покажет ... После случившегося инцидента, при подаче питания +24в на конвертер / преобразователь - стали щелкать релюшки схемы защиты, что говорит о его некоторой неисправности ... Вскрытие показало неисправность силового транзистора КТ819ГМ первого выходного каскада, если считать от проводов ... Так, как есть доноры 21.3759-03 - был выбран примерно рабочий транзистор, впаян, но проверка закончилась неудачно - тем же самым щелканьем релюшек ... Надо резать, как сказал бы хирург ... Резать - значит, резать ...
Для более углубленной и достоверной проверки работоспособности транзисторов нужно изготовить специальное устройство и методом селекции от противного была обнаружена ...
... Хоть я и не люблю мотать катушки - 40 витков еще терпимо ... Самое главное никаких ограничений в подручных материалах ... Простота изготовления - и не требуется настройка конструкции ...
Смотреть картинку, фото : Простейший самодельный прибор для проверки транзисторов ...
Простейший самодельный пробник транзисторов изготовлен из подручных материалов : неисправной компьютерной мышки, от которой использованы батарейный отсек, светодиод и резистор где-то на 68 Ом ; из неисправного блока питания компьютера взяты кнопка вкл / выкл, кольцо от тороидального трансформатора, еще один мини / трансформатор разломан для получения тонкой проволоки где-то 0,15 / 0,2 мм ... Фольгированная стеклотекстолитовая плата лежала в загашнике, для экспериментов с RTL-SDR, несколько кусков проводов, колодка соединения осветительных проводов, сломанный зажим / крокодил и батарейки 1,5в 2 штуки из заначки для мыши ноутбука ... Вот и весь комплект ... Резистор на светодиод я не ставил - обойдется ... Резистор в коллекторную цепь 68 Ом вместо 100 Ом, из того, что было под руками - переживет ... Намотка кольца - криво / косо - и так сойдет ... Конструкция сделана жестко, для проверки NPN транзисторов, и при правильном включении испытуемого транзистора - заработала сразу и без наладки ...
Кроме, того - с использованием простейшего тестера полупроводниковых - например, силовые транзисторы даже не надо выпаивать из платы - достаточно просто открутить крепежные болты вывода коллектора ... Для полноценной проверки транзисторов в схемах без выпайки - где-то я видел высокоомный пробник транзисторов ... 25 +15 витков обмотки этого девайса на высокоомный причиндал - не тянут ... Ну, и ладно ... Работает же ...
Смотреть картинку, фото : Проверка исправности силового транзистора ...
Ну, не электронщик я - и, поэтому, мне простительно быстро заиметь такие необходимые приборы, без которых проверка транзисторов - совсем уж неприличная ... Немного побродив по форумам радио / электроники нашел и скачал типовую схему конвертера, для образца и подспорья в работе ... Для ремонта был выбран старый блок преобразователя напряжения 21.3759-03 - и деталей поменьше / и для тренировки, если что-то пойдет не так ... Вы то ведь знаете, если что-то должно пойти не так - обязательно так и случится ... Снова неисправность силового транзистора первого каскада, управляющего транзистора КТ829А, отгоревшие дорожки на плате ... Реле снял, посмотреть, как оно работает ...
Смотреть картинку, фото : Последствия неисправности платы конвертера 24в 12в марки 21.3759-03 - неисправности транзисторов, обрывы токоведущих дорожек платы ...
Первая мысль - это уже не жилец ... Под руками оказался транзистор D1897 / 2SD1897 в пластмассовом корпусе и параметрами 100в / 5А, от какой-то платы коммуникационной аппаратуры - который я попытался, руководствуясь схемой - приспособить вместо неисправного КТ829А ... Ниче - блева проканала ... А может даже стало и лучше, так как производители, я думаю - впритирку занизили параметры, чтобы не остаться без работы ...
Примечание : Сорри ... Недооценил разработчиков схемы ... КТ829А : 100в / 8А ... Не поленился посмотреть ...
Смотреть картинку, фото : Транзистор D1897 / 2SD1897, который я попытался использовать вместо аналога для КТ829А ...
Далее ремонт неисправного преобразователя / конвертера 24в / 12в происходил в такой последовательности :
1)
- Заменил управляющий КТ829А, восстановил дорожки платы, силовые транзисторы не стал устанавливать - проверил работу конвертера подачей питания +24 в ... Работает, 13,5в холостого хода есть, при подключении автомобильной лампы 24V / 21W - напряжение падает до 7,5в ...
2)
- Запаял силовые транзисторы КТ819ГМ, по одному каскаду на каждую группу реле защиты - то есть, в первый и в третий каскады ... Работает, защита не срабатывает, напряжение 13,5в стабильно, при подключении нагрузки / лампы 24V / 21W - не проваливается ...
3)
- В схеме подключения на грузовике установлены предохранители 20А на питании +24в и 15А на выходе +12в ... Выполняю контрольную проверку коротким замыканием / КЗ цепи выхода +12в на массу - схема тухнет, щелкают реле защиты и ситуация повторяется - конвертер более не работоспособен ... Предохранители - целые ... Теперь становится понятно, почему производители не установили заводской предохранитель в цепь выхода +12в = потому-что это тупо / бесполезно, транзисторы успевают жахнуть раньше, чем сгорает предохранитель ... Нафига тогда цепи защиты, спросите вы, если они не защищают конвертер от перегрузок? Я тоже так хотел спросить ... Но, подумав пришел к выводу, что при неисправности конвертера по цепи выхода +12в идет напряжение +20в / +24в, а это чревато тем, что вся 12-ти вольтная электроника погорит к чертям собачьим и потребители - восстанут с претензиями к изготовителю конвертера ... А, в случае сработки защиты - ну, да, конвертер вышел из строя, неправильная эксплуатация, готовь три тыщи на новый ...
4)
- Проверяю принудительно замкнутый конвертер - D1897 (КТ829А) целый, первый каскад / транзистор - приказал долго жить ... Транзистор первого каскада вылетает практически всегда и по любому поводу ... Пере / запаиваю силовой транзистор, проверяю - конвертер снова работает ... Это второй момент : на более ранней версии конвертера 21.3759-03 достаточно крепкая защита (по крайней мере 50% на 50%, судя по экспонатам) - и это весьма облегчает ремонт, так как не надо лазить в SMD / 1G транзисторы, аналоги BC856, BC857, BC858, BC859 ...
5)
- Запаиваю остальные транзисторы и снова проверяю конвертер - все в порядке ... Железо / массу корпусом конвертера - не касаюсь, и даже не хочу пытаться ... Или, качество сборки страдает, или иные проблемы - неважно, главное знать одно - корпусом конвертера деталей массы автомобиля лучше не касаться ... Иначе выход конвертера из строя, ремонт / или, замена ... И - неважно, что там написано в инструкции ...
С ремонтом конвертера 21.3759-05 - вышли сложности ... КТ829А - целый, силовой транзистор КТ819ГМ первого каскада заменил - толку 0 / реле щелкают ... Без силовых транзисторов 13,5в дает ... Ну, куда я, со 100-ватным паяльником - в SMD технологии ? ... Выломал транзистор включения реле защиты, на выход +12в пошло +20в ... Хотел вместо него припаять KT368 / 2T368 с параметрами 15в / 30мА, но передумал и нашел в старых платах 2SC2878 транзистор 25в / 300мА - защита снова заработала, но к счастью интерес у меня к данной теме угас, а опыт и знания приумножились ...
Конвертер 12в 24в 220в. Преобразователь тока АКБ.
Прежде, чем исследовать вопросы и проблемы преобразователя с автомобильных 12в / 24в на 220в - нужно разобраться с постоянным / переменным током и мощностью ... Постоянный ток - бежит по проводу прямо, как спринтер по беговой дорожке, свободно пробегает через дроссель (электрическую катушку) и только натыкаясь на конденсатор - останавливается, как вкопанный ... Дальше постоянный ток - идти не может ... С другой стороны, переменный ток, бежит по проводу - скачками (если точнее - волнами, туда / сюда), легко перепрыгивает через конденсатор и бежит дальше, но вот пробегая через катушку слегка увязает в ней, как в болоте ... Этому способствует ЭДС самоиндукции электрической катушки (способность, образованных однонаправленными многочисленными витками провода - электромагнитных полей) - сопротивляться переменчивому направлению движения электрического тока ...
Именно это свойство (особенность) катушек (создавать и взаимодействовать с электро / магнитным полем электрического тока) - используют для трансформации (конвертации) постоянного / импульсного или переменного / синусоидального малого напряжения в большое (или - наоборот) ... Конечно, есть еще схема диодно / конденсаторного умножителя - но она реализована для решения других задач и не подходит для питания постоянным током - электроники, рассчитанной на переменное питающее напряжение ...
Но, это - еще цветочки, по сравнению со значениями потребляемой мощности ... Втыкая вилку в розетку бытовой энергосети - многие мало задумываются, каков предел ее мощности, пока подключенные электрические потребители - работают, как часики ... Везде - горит свет, кипят электрочайники, работает радио / телевизионная и аудио аппаратура, стоят смартфоны на зарядке ... Включены и работают ноутбуки и персональные компьютеры ... Суммарное потребление энергии электричества измеряется в киловатт / часах, стоит копейки (1 кВт.ч = 500 копеек по самым дорогим тарифам) и кажется - неисчерпаемым ... Емкость аккумулятора автомобиля измеряется в Ампер часах, и вы можете прийти в ужас, узнав - насколько это мизерно по сравнению с бытовым энергоснабжением (1 Ач = 0.001 кВтч ; 500 * 0.001 = полкопейки стоимости) ... Исходя из законов экономики - вы получите, не более того, за что заплатили ...
Чтобы согласовать потребление энергии с габаритами устройства (чем больше сила тока - тем толще провод и тяжелее трансформатор) - нужно понять, а собственно, для чего нужно 220 вольт на автомобиле ? ... Ну, конечно, для того, чтобы перетащить в него все прелести бытового комфорта и домашнего обихода ... Так, что там у нас есть ... Чайник электрический = 1,5 кВт ... Питание для ноутбука = 110 Вт (грубо) ... Холодильник автомобильный 220в, 40 - 80 Вт, (60 Вт - грубо) ... Видеодвойка (телевизор / видеомагнитофон) = 150 Вт ... Пылесос = 1750 Вт ... СВЧ печь = 1750 Вт ... Ну и кой-чего из инструмента (в дороге пригодится) ... Электродрель = 400 Вт ... Болгарка = 900 Вт ... Воздушный компрессор = 100 Вт ... Такую мелочь, как электробритва и зарядные устройства для смартфона или фонарика (каждое по 10 - 20 Вт) - даже считать не будем ... Что в итоге ? ... Общее расчетное энергопотребление 6,7 кВт ... Даже если одновременно будет задействовано всего 30% устройств - мощность преобразователя должна быть не менее 2,2 кВт ... Минимальная мощность конвертера 12в / 24в в 220 вольт должна быть равна значению самого большого потребителя + запас в 20%, то есть 1750 Вт + 350 Вт = 2,1 кВт ... Не намного отличается от трети одновременно подключенных устройств потребителей тока ...
С потребляемой мощностью определились, теперь нужно прозондировать рынок предлагаемых вариантов преобразователей 12в / 24в в 220 вольт и сравнить цены автомобильных инверторов DC / AC со стоимостью ... Наиболее распространены ...
300 Вт : 3000 - 4000 руб. ...
500 Вт : 2000 - 5000 руб. ...
1000 Вт : 4000 - 12000 руб. ...
2000 Вт : 4000+ руб. ...
3000 Вт : 13000+ руб. ...
4000 Вт : 17000+ руб. ...
5000 Вт : 18000 - 32000 руб. ...
6000 Вт : 4500+ - 22000+ руб. ...
7000 Вт : 22000+ руб. ...
8000 Вт : 8000+ - 17000+ руб. ...
9000 Вт : 13000+ - 18000+ руб. ... в пиковом режиме, до 5 сек ...
10000 Вт : 9000+ - 250000 руб. ... вес до 48 кг, номинальная мощность = 12 - 18 кВт ; пиковая = до 24 кВт ...
Примеры образцов - намеренно не указаны, так как, каждую модель - нужно тщательно исследовать на предмет соответствия номинальной и пиковой мощности - против заявленной в объявлении о продаже преобразователя инвертора (в том числе и с учетом возможной лживости маркетинговых обещаний) ... В нашем случае ... Сколько времени проработает инвертор / преобразователь с учетом запаса энергии автомобильных АКБ ...
Легковое авто, 12в, 100 Ач ... 1,2 кВтч / 2,2 кВтч = 0,54 * 60 минут = 32 минуты ...
Грузовое авто, 12в, 400 Ач ... 4,8 кВтч / 2,2 кВтч = 2,18 * 60 минут = 130 минут ...
Грузовик, 24в, 380 Ач ... 9,1 кВтч / 2,2 кВтч = 4,14 * 60 минут = 248 минут ...
Не уверен, что после такого изнасилования аккумулятора - он, в принципе, сможет крутить стартер ...
Зарядка, высаженного таким образом, аккумулятора - потребует в 10 раз больше времени на зарядку и восстановление сил / емкости автомобильных АКБ батарей ...
Также - нет никакой уверенности, что такое, достаточно сложное устройство - можно изготовить самостоятельно, своими руками, не обладая навыками в расчете его бесполезности ... Специальные и военные технологии могут использовать конвертеры / преобразователи с частотой инвертирования 400 Гц (с более лучшим КПД и меньшими габаритами / весом) - но, тогда и оборудование должно уметь работать на повышенной частоте электрической сети, иначе - возможны сбои синхронизации и другие нежелательные явления ...
Вместо того, чтобы искать микросхемы и чипы для преобразователей 220 вольт, для изготовления конвертера 220в своими руками, в домашних условиях : инверторы с чистым синусом, с грязным синусом, прямоугольной, импульсной, пилообразной формы или даже ШИМ с микроконтроллера, такие как CD4047, CD4060, CD4093, UC3843, К176ИЕ12, таймер серии 555, IR2153, ICL7660, мультивибратор К561ЛН2, TL954, LT1372, блокинг генераторы на транзисторах и тороидальных трансформаторах - как, вариант, лучше обратить внимание на бензиновые и дизельные генераторы / переносные мобильные электростанции разной мощности ... 1 кВт = 1000 Вт ...
1 кВт : 7000 - 28000 руб. ...
2 кВт : 15000 руб. ...
3 кВт : 15000 - 51000 руб. ...
5 кВт : 36000 - 67000 руб. ...
6 кВт : 41000 - 60000 руб. ...
7 кВт : 27000 - 65000 руб. ...
8 кВт : 80000 руб. ...
Отсюда - делаем выводы ...
# Аккумуляторные инверторы 12в / 24в (в качестве преобразователей напряжения в 220 вольт), как и ИБП (источники бесперебойного питания) - нужны для аварийного завершения работы (в течении 30 минут, максимум) или, как Штирлицу - передать срочное сообщение в центр ...
# Вследствие дешевизны (компонентов и сборки) современной электроники, а также с учетом того, что конвертеры напряжения невосполнимо потребляют энергию (в том числе - на нагрев и принудительное охлаждение, что неумолимо сокращает запасы энергии и общее время работы) - они могут (вынуждены) стоить достаточно дешево ... И даже, если преобразователи - соответствуют заявленным характеристикам - в районе часа работы, инверторы - становятся тупо / бесполезны ... Со всеми вытекающими - для восполнения зарядки аккумуляторов ...
# Хорошие конвертеры / преобразователи, на конкретной элементной базе - свободно поволокут сварочный аппарат, но весят - как сундук капитана Флинта, под завязку набитый золотыми монетами, и стоят - примерно столько же (далеко за 100000 рублей) ... А работают, также - мало (по времени) ...
# Бытовые бензиновые и дизельные генераторы / электростанции 220в / 380в - обладают таким же выбором по мощности, а также ... Могут работать столько, на сколько хватит топлива (почти неограниченно по времени [если не придерживаться инструкции : через X часов глушить на Y времени, для остывания и профилактики]) ... В том числе - могут зарядить севшие аккумуляторы, используя внешнее ЗУ 220 вольт ... Выбор предпочтительного вида конфигурации : топливо (бензин, дизтопливо, газ) ; фазности (1/x, 3/x) ; автоматики управления, автозапуск ...
# Бытовые бензиновые и дизельные электростанции - едва ли превышают 10 кВт по вырабатываемой мощности (в бытовой розетке = 3 - 7 кВт), но как и промышленные электро / генераторные установки - предназначены для длительной эксплуатации, в качестве системы резервного электроснабжения ...
# Нужно помнить, что в стоимость бензин / дизель генераторов - не включается цена топлива, которое впоследствии будет выработано / потрачено на генерацию электричества, и за это - также придется заплатить, правда позже и частями ... Да и в легковом автомобиле разместить генераторную установку с ДВС двигателем - будет слегка проблематично ... Другое дело - грузовик, места - навалом, сам Бог велел ...
Раздел article : список всех страниц ...