Подключение ... и ремонт преобразователя напряжения 24 в 12 вольт.

Первая часть Марлезонского балета.

Да, братцы ... Столкнулся я с г*** ... Три дня жизни - в г*** ... И, все - из-за, чего ? Попросили меня знакомые навести порядок в шайтан / проводке и, заодно - подключить и проверить конвертер преобразователь 24 в 12 вольт ... С виду - обычная работа ... Это - не конвертер 12 в 24 вольт для ABS скоммутировать ... Почистил электропроводку от соплей, пробросил новый жгуток и на кронштейн пассажирского сиденья поставил инвертор 24 в 12 для рацухи и мафона ...

Проверяю - не работает ... Вид у него - не важнецкий ... Есть еще один ... Переустанавливаю / проверяю - тот же вид, только сбоку - никакой реакции ... Привезли какой-то местный самопал ... Выглядит фирмово, с лампочкой и кнопочкой, красивая витиеватая надпись - только не работает это руко / блудо изделие от грамотных энергетиков, не выдает заявленные параметры согласно прейскуранту, то есть - вообще ничего не выдает ...

Ну, хозя - пробивной, по 8-800 (или, как там?) дозвонился до тех / поддержки, приехал ведущий специалист по конвертированию желаний в деньги, поменял преобразователь, потыкался Ц-ешкой или, по-современному - мультиметром, поматерился для приличия, сделал еще одну рокировку шила на мыло - и, со словами : "у вас тут масса не подключена была" благополучно отбыл в неизвестном направлении ...

Ну - специалисту, конечно же виднее ... Хотя, заблудится в трех проводах, как в трех соснах - куда ни глянь : ни елок / ни палок ... одни пеньки ... Проверяем - о, включается, лампочка на преобразователе горит ... Стопэ ... Мы, че, светодиод с выключателем покупали? А, где обещанное напряжение 12 вольт ? В π***, как сказали бы более знающие и грамотные товарищи ...

Делать - нечего ... Как, выяснилось, на преобразователи 24 в 12 V существует некоторый дефицит ... Пред / новогодний, что-ли ? Хотя, раньше, проблемы были именно с конвертерами 12 в 24в ... Пришлось купить проверенный временем и пациентами конвертер 24 в 12в марки 21.3759-05 ... Так, как уже имеется негативный опыт общения с подобными электро / техническими изделиями - попросили проверить не пачкая - мало ли, что - хотя-бы попытаться вернуть обратно, хотя в магазине сказали, что обратно не примут ... Прикольно, ну и понятно - г***, ведь обратно в ж*** не возвращается?! ...

Чтобы не сохатить винтами посадочные места, инвертор преобразователь напряжения, размещенный на резиновом коврике в ногах, был аккуратно подключено к фишке питания - и, чудо - устройство без проблем выдало требуемые схеме радио / аппаратуры 12 вольт - без пыли и шума ... И, все бы ничего - но, в время проверки, алюминиевый корпус преобразователя 24 в 12 коснулся железного корпуса пассажирского сиденья, проскочила маленькая сине / желтая искорка, щелкнули реле защиты в конвертере - и выходное напряжение со скоростью 300000 км / с - перестало поступать на выходной разъем 12в ... О-па! Ни фига се - а это, товарищи военные - залет ... По полной программе ...

Вторая часть Марлезонского балета.

Так уж издревле повелось в России, что чтение инструкций происходит в свободное, от установки преобразователей, время ... Теперь, когда очередной конвертер крякнул - свободного времени, хоть завались ... Так, что там по / написано, читаем внимательно ...
- Конвертер 24 / 12 в (30А) 21.3759-05
- Предназначен для подключения бытовых автомобильных приборов и другой аппаратуры с напряжением питания 12в к бортовой сети грузовых автомобилей и автобусов. Применяется на транспортных средствах любой марки с напряжением бортовой сети 24в.
- Конвертер собран на алюминиевом радиаторе, обеспечивающем надежный отвод тепла. Схема конвертера имеет защиту от короткого замыкания и превышения напряжения на выходе.
- Рекомендации по монтажу :
- Прибор установить вертикально на металлическом (!!!) основании в защищенном от влаги месте салона грузовика, обеспечив надежную циркуляцию воздуха, и надежно закрепить.
- Вывод 24в / зеленый соединить проводом 2,5 мм2 с + грузовика.
- Вывод 12в / красный соединить проводом 2,5 мм2 с + потребителя.
- Вывод - / черный конвертера и - потребителя надежно соединить с массой грузовика.
- Внимание! Категорически запрещается неправильное подключение выводов, приводящее к выходу конвертера из строя ... Гарантийный срок 1 год с момента продажи, при условии соблюдения правил эксплуатации.
- Адрес изготовителя : ЗАО Энергомаш, Калуга, https://12v.ru/.
- Странно ... Нет адреса типографии / издательства, заказа и тиража ... Сами, что ли, печатали ? ...

Как мудро и веско говорят патологоанатомы : "вскрытие покажет" ... После случившегося инцидента, при подаче питания +24в на конвертер / преобразователь - стали щелкать релюшки схемы защиты, что говорит о его некоторой неисправности ... Вскрытие показало неисправность силового транзистора КТ819ГМ первого силового каскада, если считать от проводов ... Так, как есть доноры 21.3759-03 - был выбран примерно рабочий транзистор, впаян, но проверка закончилась неудачно - тем же самым щелканьем релюшек ... Надо резать, как сказал бы хирург ... Резать, значит резать ...

Для более углубленной и достоверной проверки работоспособности транзисторов нужно изготовить специальное устройство и методом селекции от противного была обнаружена схема простейшего прибора для проверки транзисторов ... Хоть я и не люблю мотать катушки - 40 витков еще терпимо ... Самое главное никаких ограничений в подручных материалах ... Простота изготовления и не требуется настройка конструкции ...

Простейший самодельный прибор для проверки транзисторов.

Простейший самодельный прибор для проверки транзисторов изготовлен из подручных материалов : неисправной компьютерной мышки, от которой использованы батарейный отсек, светодиод и резистор где-то на 68 Ом ; из неисправного блока питания компьютера взяты кнопка вкл / выкл, кольцо от тороидального трансформатора, еще один мини / трансформатор разломан для получения тонкой проволоки где-то 0,15 / 0,2 мм, фольгированная стеклотекстолитовая плата лежала в загашнике для экспериментов с RTL-SDR, несколько кусков проводов, колодка соединения осветительных проводов, сломанный зажим / крокодил и батарейки 1,5в 2 штуки из заначки для мыши ноутбука ... Вот и весь комплект ... Резистор на светодиод я не ставил - обойдется ... Резистор в коллекторную цепь 68 Ом вместо 100 Ом, из того, что было под руками - переживет ... Намотка кольца - криво / косо - и так сойдет ... Конструкция сделана жестко, для проверки NPN транзисторов, и при правильном включении испытуемого транзистора - заработала сразу и без наладки ...

Кроме, того - с использованием простейшего тестера полупроводниковых - например, силовые транзисторы даже не надо выпаивать из платы - достаточно просто открутить крепежные болты вывода коллектора ... Для полноценной проверки транзисторов в схемах без выпайки - где-то я видел высокоомный пробник транзисторов ... 25 +15 витков обмотки этого девайса на высокоомный причиндал - не тянут ... Ну, и ладно ... Работает же ...

Проверка исправности транзистора простым самодельным прибором.

Ну, не электронщик я - и, поэтому, мне простительно быстро заиметь такие необходимые приборы, без которых проверка транзисторов совсем уж неприличная ... Немного побродив по форумам радио / электроники нашел и скачал типовую схему конвертера для образца и подспорья в работе ... Для ремонта был выбран старый блок преобразователя напряжения 21.3759-03 - и деталей поменьше / и для тренировки, если что-то пойдет не так ... Вы то ведь знаете, если что-то должно пойти не так - обязательно так и случится ... Снова неисправность силового транзистора первого каскада, управляющего транзистора КТ829А, отгоревшие дорожки на плате ... Реле снял, посмотреть, как оно работает ...

Последствия неисправности платы конвертера 24в / 12в марки 21.3759-03 - неисправности транзисторов, обрывы токоведущих дорожек платы.

Первая мысль - это уже не жилец ... Под руками оказался транзистор D1897 / 2SD1897 в пластмассовом корпусе и параметрами 100в / 5А, от какой-то платы коммуникационной аппаратуры - который я попытался, руководствуясь схемой - приспособить вместо неисправного КТ829А ... Ниче - блева проканала ... А может даже стало и лучше, так как производители, я думаю - впритирку занизили параметры, чтобы не остаться без работы ...
Примечание : Сорри ... Недооценил разработчиков схемы ... КТ829А : 100в / 8А ... Не поленился посмотреть ...

Транзистор D1897 / 2SD1897, который я попытался использовать вместо аналога для КТ829А.

Далее ремонт неисправного преобразователя / конвертера 24в / 12в происходил в такой последовательности :
1)
- Заменил управляющий КТ829А, восстановил дорожки платы, силовые транзисторы не стал устанавливать - проверил работу конвертера подачей питания +24 в ... Работает, 13,5в холостого хода есть, при подключении автомобильной лампы 24V / 21W - напряжение падает до 7,5в ...
2)
- Запаял силовые транзисторы КТ819ГМ, по одному каскаду на каждую группу реле защиты - то есть, в первый и в третий каскады ... Работает, защита не срабатывает, напряжение 13,5в стабильно, при подключении нагрузки / лампы 24V / 21W - не проваливается ...
3)
- В схеме подключения на грузовике установлены предохранители 20А на питании +24в и 15А на выходе +12в ... Выполняю контрольную проверку коротким замыканием / КЗ цепи выхода +12в на массу - схема тухнет, щелкают реле защиты и ситуация повторяется - конвертер более не работоспособен ... Предохранители - целые ... Теперь становится понятно, почему производители не установили заводской предохранитель в цепь выхода +12в = потому-что это тупо / бесполезно, транзисторы успевают жахнуть раньше, чем сгорает предохранитель ... Нафига тогда цепи защиты, спросите вы, если они не защищают конвертер от перегрузок? Я тоже так хотел спросить ... Но, подумав пришел к выводу, что при неисправности конвертера по цепи выхода +12в идет напряжение +20в / +24в, а это чревато тем, что вся 12-ти вольтная электроника погорит к чертям собачьим и потребители восстанут с претензиями к изготовителю конвертера ... А, в случае сработки защиты - ну, да, конвертер вышел из строя, неправильная эксплуатация, готовь три тыщи на новый ...
4)
- Проверяю принудительно замкнутый конвертер - D1897 (КТ829А) целый, первый каскад / транзистор - приказал долго жить ... Транзистор первого каскада вылетает практически всегда и по любому поводу ... Пере / запаиваю силовой транзистор, проверяю - конвертер снова работает ... Это второй момент : на более ранней версии конвертера 21.3759-03 достаточно крепкая защита (по крайней мере 50% на 50%, судя по экспонатам) - и это весьма облегчает ремонт, так как не надо лазить в SMD / 1G транзисторы, аналоги BC856, BC857, BC858, BC859 ...
5)
- Запаиваю остальные транзисторы и снова проверяю конвертер - все в порядке ... Железо / массу корпусом конвертера - не касаюсь, и даже не хочу пытаться ... Или, качество сборки страдает, или иные проблемы - неважно, главное знать одно - корпусом конвертера деталей массы автомобиля лучше не касаться ... Иначе выход конвертера из строя, ремонт / или, замена ... И - неважно, что там написано в инструкции ...

С ремонтом конвертера 21.3759-05 - вышли сложности ... КТ829А - целый, силовой транзистор КТ819ГМ первого каскада заменил - толку 0 / реле щелкают ... Без силовых транзисторов 13,5в дает ... Ну, куда я со 100-ватным паяльником в SMD технологии - выломал транзистор включения реле защиты, на выход +12в пошло +20в ... Хотел вместо него припаять KT368 / 2T368 с параметрами 15в / 30мА, но передумал и нашел в старых платах 2SC2878 транзистор 25в / 300мА - защита снова заработала, но к счастью интерес у меня к данной теме угас, а опыт и знания приумножились. Чего и вам желаю ...

Оригинал статьи : декабрь, 2018.

13:38 25.06.2019

Контакт моя страница, общение по работе и дружба.

Поделиться ссылкой :

Быстрый поиск по сайту :


Главная страница сайта.

Меню сайта - главные разделы.

= = = Меню раздела = = =


© techstop-ekb.ru / Екатеринбург / 2019