CCA ток холодной прокрутки запретили. Ну, а нам то чё.
Разные тестеры - разные тесты оценки состояния АКБ батарей.
...
... Еще одно одиозное видео про проблемы тестирования автомобильных стартерных аккумуляторов, сегодня - от автора канала AKB MASTER из Перми ... Ой, что-то автор запретил просмотр своего видео на сторонних сайтах ... Скрывает что-то ?))) ... В частности, он заявляет, что поскольку производитель тестеров АКБ Midtronics признал бесполезность измерения токов холодной прокрутки CCA, как методики тестирования в бинарной оценке работоспособности аккумуляторных батарей, то и говорить об этом, далее - становиться бессмысленно абсурдным ...
Позвольте прокомментировать, столь категоричное заявление и явно провокационное название видеоматериала, ибо у неискушённого читателя может сложиться яркое впечатление, что произошла потеря потерь, земля - дрогнула и ушла из под ног, и вот - все мы остались без главного метода тестирования токоотдачи электро / химического накопителя энергии ... В этом материале я постараюсь раскрыть, почему мне фиолетово на CCA, вернее - провести параллель, что у исправного источника накопления электроэнергии : и емкость, и CCA, EN или GB - все параметры будут априори соответствовать номиналу ...
Ну, во-первых, оценочное значение токов холодной прокрутки - никогда не являлось главенствующим в методике диагностики аккумуляторов, а составляет лишь один из аспектов или методов тестирования источников накопления тока ... Тем, более - расчётное, а не фактически измеренное на нагрузке ... Об этом знает каждый мало-мальски внятный аккумуляторщик ... Тем более, что в режимах CA, EN, GB и других, кроме CCA - формулы расчётов могут быть совершенно иные ...
Во-вторых, тестер тестеру - рознь, тем более - китайский ... Всё зависит и от версии прошивки (вычислений), равно как и от степени исправности схемотехники измерения ... Например, мой китайский тестер АКБ AUTOOL BT360 имеет настолько строгую логику суждения, что - вряд ли пропустит неисправный аккумулятор, в отличии от многих именитых тестеров с более мягкими критериями диагностики параметров ...
Естественно, процедуру измерения стартерного тока аккумулятора, также - никто не отменял, и не обязательно с дата-логгером : для этого достаточно обычного двух канального цифрового осциллографа с токовой цангой 1000 Ампер и несколькими стандартными шунтами от жигулевской вилки нагрузки 100A, включенными параллельно ... В зависимости от задачи, шкала измерения напряжения может быть выставлена от секунд до часов и дней, например для измерения падения напряжения при саморазряде ...
Обратимся к фразе из контекста ... Пополнение разряженного заряда после отдыха аккумулятора, или его легкого встряхивания, или наклона - может помочь восстановить его, экономя затраты на замену ... Здесь, пельмени - нужно разлепить ... После отдыха, косвенно восстановится - только гелевый АКБ - за счет более медленной скорости обменных процессов вязкого геля по сравнению с жидкой кислотой ... Никакие встряхивания, потрясывания и покачивания - не добавят кислотному аккумулятору новой порции энергии - естественным путём или образом ))) ...
С другой стороны, я - также, как и автор видео - пришел к мнению, что во время заряда батарей с расслоением - их необходимо раскачивать, помогая электролиту перемешиваться ... Это актуально для стационарных накопителей энергии или легковых авто с малым пробегом (для эффективного результата потребуется более 500 км движения по автодорогам) ... Другое дело - грузовые автомобили : при среднем пробеге за рейс 3000 - 4000 (тысячи) километров, когда электролит - раскачивается, так, что работоспособность - поднимается с 88% до 100% процентов - естественным образом (наблюдалось неоднократно) ... Спорная тема о кипячении / газировании электроносителя - преследует именно ту же цель : перемешивание расслоения ...
Таким образом, мы подошли к самому главному ... Вот, что рассказывает Акб Мастер дальше : ... С появлением тестеров АКБ - производители батарей, испугавшись экспресс теста их продукции прямо в магазине - закипишевали, обзавелись подобными приборами и начали изучать, а что собственно показывают эти приборы и что они - действительно выпускают ... Ситуация оказалась настолько хреновой и дрянной, что инженерам пришлось озаботиться глубокой переработкой архитектуры и химии, чтобы привести показатели тестирующих приборов - в норматив ... Ну, что тут сказать : обычно пугаются - те, у кого рыльце - в пушку ... И, надо сказать - не зря пугаются, ибо - есть чего ...
На самом деле : ничего глобально, с кислотными аккумуляторами, изменено - не было ... AGM не АГМ, уплотнение и кальций - это всего лишь технические методы построения, не изменяющие кардинально сути самого электро / химического процесса ... То есть, приборы - ни при чём, неадекватны - именно аккумуляторы, и помноженное на безалаберное отношение владельцев - такая ситуация создает предпосылку, когда тестеры аккумуляторных батарей начинают показывать - парадоксально правильно ))) ... И никакие нетривиальные штучки современных производителей стартерных батарей - не помогают скрыть изъяны эксплуатации, если имело место быть ...
# Ненадлежащее качество производства, хранения и предпродажной подготовки ...
# Проблемы с плотностью и уровнем электролита ...
# Было несколько глубоких разрядов ...
# Сильная сульфатация ...
# Чрезмерные пусковые токи, перегрев и осыпание пластин с коротким замыканием банок ...
Но и даже ... Если, даже - отбросить все реальные траблы и просто прийти в магазин с приборчиком (а, вы - делали так ???) - то легко можно увидеть, что как минимум 2 из 3 аккумуляторов низшей ценовой категории, если - не негодны изначально, то по крайней мере - требуют капитальной зарядки у профессионалов, с последующим заключением о их работоспособности ... Тем, более, что сам Акб Мастер указывает, что примерно 7% процентов новых АКБ - имеют заводской дефект ... Так, почему бы не проверить, это - сразу, в магазине ??))) ... А, если, вся партия : корявая - настолько, что прямо из магазина - сразу на выброс ? ... Что делать - в этом случае ??? ... Х** безрукому дро*** ??? ... Пока магазины будут принимать на реализацию элементы без проверки, накручивая и аккумулируя прибыль, платить за все эксперименты - будет потребитель ...
Распространяется ли это правило - на все АКБ ? ... Нет ))) ... Все элементы с ценником выше 10000 руб (легковые ; импортные ; грузовые - примерно от 20000 р.) и реально тяжёлые на вес (упиханные свинцом) - без проблем проходят тест 100% жизнеспособности пластин и не вызывают нареканий при эксплуатации на автомобилях без избыточного энергопотребления и с исправной системой зарядки генератором ... Естественно, сложно рассматривать элитные авто с 30-ю и более ЭБУ на борту, которые, при открытой двери и включенном зажигании - потребляют до 50А и за час, и - махом высасывают батарею ... Если, кто не в курсе, то полная диагностика таких авто может длиться - и более часа ; и дилерские инструкции - однозначно указывают на необходимость подключения внешнего сертифицированного источника питания бортовой сети на время компьютерной диагностики или поиска неисправностей электрооборудования ... Запас мобильной электроэнергии - нужно беречь ...
Так, кто кого - обманывает ? ... Те, кто покупает дешевое фуфло - должен рассчитывать, что и работать, это изделие, будет, как - дешевое фуфло, независимо от надписей на упаковке ... В первую очередь - не надо обманывать самого себя ... Из вишнёвой косточки - может вырасти цветущая вишня ; но из плохого аккумулятора, сделать хороший - не получиться ... Никто не подарит, пусть даже килограмм дешманского свинца - просто так, за красивые глазки ... Так вот ... О чём это я ? ... Чтобы осознать исправность любого аккумулятора для техники (исключая бытовые батарейки, но включая не стартерные / глубокого разряда) - нужно не измерять CCA ток холодной прокрутки, а смотреть на ...
... State of Health, состояние здоровья, степень работоспособности аккумулятора ... Если ваш тестовый прибор недостоверно отражает это значение : увы, вам просто - не повезло ... Именно этот параметр дешевых китайских тестеров играет главенствующую роль при заключении вывода ...
Что говорит Википедия : ... Обычно SOH составляет 100% в начале работы аккумулятора и с течением времени в зависимости от условий работы - постепенно снижается, пока аккумулятор не достигнет неработоспособного состояния ... Однако, если производитель, при изготовлении аккумулятора - не удовлетворил все спецификации, то величина SOH в начале работы - может быть и менее 100% ... Поскольку статус жизни является условной величиной, то и для определения работоспособности аккумулятора выбор порогов SOH в целом зависит - только от изготовителя ... Так, в критичных системах он может достигать 90%, тогда как, для общеупотребительных систем, его величина в 50% или ниже - будет считаться вполне приемлемой ... Вранье ... Сходите в аккумуляторный магазин и проверьте сами ... Ни один дешманский или некачественный аккумулятор, который едва ли сохранит свою форму два / три сезона (а, то и - до первых морозов зимы) - не покажет SOH более 80% (в среднем 58% - 72%) ... Так - скиньте ценник на 30%, ибо вложив меньше средств - я не буду так требователен к качеству аккумулятора и распрощаюсь с ним - значительно раньше и без сожаления ))) ... Я буду проинформирован, вооружен и лоялен ))) ... Но - никак иначе ; на меньшее, я - не согласен ... Катать вату, времени - нет ...
Примерно при 65% SOH тестер будет указывать на замену АКБ ... И, если летом - это ещё может сойти с рук, то зимой, в -20 г. Ц. - этот фокус может и не пройти ... Почему так важен условный ненормированный параметр статуса жизни ? ... SOH аккумулирует некоторые только ему известные данные, как исправность пластин, косвенный уровень и плотность электролита, сульфатация - что позволяет выстроить вполне адекватную логическую цепочку : ... Пластины исправны => Нет побочных и сопутствующих неисправностей => Пускового тока и емкости будет достаточно => Стартер не коротит и не башмачит => Пусковые обороты двигателя автомобиля - будут в норме ...
Позвольте, а разве не для этого мы изучаем работоспособность стартерного АКБ - именно ради того, чтобы крутился стартер ??? ... Если бы был нужен просто источник системного тока - достаточно было бы воткнуть любой аккумулятор на мопед с кик-стартером, и - довольно ))) ...
* кроме шуток, генератор, аккумулятор и стартер - проверяются только при совместном взаимодействии ...
* генератор, тест зарядки - выполняется только на проверенном, исправном и полностью заряженном аккумуляторе ... И - пофиг, чё там показал ваш логгер напряжения ...
* проверка связки аккумулятор + стартер - требует индивидуальных подтверждающих тестов ... падение напряжения при пуске ... отдаваемый / потребляемый ток ... линейное и массовое переходное сопротивление ... пусковые обороты / вращение двигателя / прочие траблы ...
Примерно, при значении SOH - менее 20%, если необслуживаемый аккумулятор при зарядке : греется, шипит или тихонько свистит (иногда вкупе с запахом озона) - отломите верхнюю крышку с лабиринтом сепарации паров и вы увидите сухие пластины (!!!) из-за чрезмерно низкого уровня электролита ... Но, если его поболтать из стороны в сторону - электролит внутри - будет плескаться ... Это к вопросу, можно ли по внешним признакам определить неисправность аккумулятора ? ... Да / конечно можно ... Но, я бы, такой акум - поостерёгся ставить на зарядное устройство - во избежание взрыва чрезвычайно легковоспламеняющихся сероводородных паров ...
Здесь проскакивал вопрос, достаточно ли одного измерения напряжения для оценки аккумулятора и если нет тестера SOH ... Конечно ... Вот, например : средний ток потребления стартером, при T = 20 гр. Ц. ...
# Бензиновый стартер, 12в - 175А при АКБ 500А ...
# Дизельный стартер, 12в - 375А при АКБ 650А ... // компрессия в 3 раза выше - как и нагрузка на вращение ...
# Избыток потребления при начале раскручивания : до +40% (245А и 525А - соответственно) ... Также, отдача батареи - снизится при зимнем запуске, процентов на 20% (400А и 520А - соответственно), но должна остаться достаточной для прокрутки двигателя ...
# Но, напряжение АКБ, при прокрутке стартером - никогда не должно опускаться ниже 10,0 - 10,5 вольт, иначе : недостаточная емкость батареи, зарядка или замена аккумулятора (при условии исправного стартера) ...
Пример расчета исправности АКБ по напряжению ... Задача ... При запуске дизельного грузовика со стартером Delco Remy паспортной мощностью 7,5 кВт напряжение аккумулятора просело до 10,2 В, при среднем пусковом токе 736 А ... Вопрос, соответствуют ли указанные величины - номинально / нормальным ? ... Считаем мощность, отданную аккумуляторной батареей ... По закону Ома, для участка цепи постоянного тока, P = U * I = 10,2 * 736 = 7507,2 Вт или = 7,5 кВт ... Ответ : да, указанные величины являются примерно нормальными для указанных параметров системы запуска грузовика ... Если пусковые обороты двигателя - в норме, предположительно никаких неисправностей в системе запуска - не обнаружено ... Только для дотошных : желательно проверить нагрев клемм, точек масс, силовых проводов и болтов стартера - на достаточную чистоту пятна контакта и проводимость ...
Кстати, автомобильная батарея - является первым из трех самых распространенных источников проблем на транспорте ...
1) Ослабление или окисление клемм АКБ и массы - практически большинство проблем запуска, зарядки, общей работоспособности и отказов электрооборудования ...
2) Пропуск интервалов ТО - большинство проблем общей работоспособности, увеличение расхода топлива, преждевременный износ и отказ агрегатов ...
3) Недопустимое вмешательство в конфигурацию, модификация, модернизация и конструкторы - большинство случаев неадекватной работы и поведения систем, сложные и безрезультатные случаи проведения ремонтных работ ... Более тщательное по охвату компонентов и длительное по времени - устранение проблем ...
Постскриптум ... Здесь нужно явно указать, что если бы мой приборчик - не был таким суровым в плане тестирования аккумуляторных батарей - возможно эта статья, вообще никогда бы не появилась на свет ... Но, факт - остаётся фактом ... А, также - следует принять во внимание и то, что у каждого потребителя - есть только один свой аккумулятор, с уникальной историей и судьбой, требующий индивидуального подхода к методам решения возникающих проблем - в процессе эксплуатации ...
Раздел article : список всех страниц ...