techstop-ekb-ru, Екатеринбург, Россия

Изучение азбуки Морзе, мои напевы.

... Начал писать эту статью пару месяцев назад, и как это бывает с долгосрочными проектами - где-то потерял ... Потерял - и потерял, а проблема осталась ... Суть ее - вот, в чем ... При изучении азбуки Морзе для приема на слух, для облегчения изучения и запоминания, в какое-то время - стали использовать напевы ... Причем, школы преподавания напевов кодов отличались произношением / напеванием, что порождало еще больший хаос в голове, отвлекая от истинной задачи - изучение приема на слух кодов азбуки Морзе ...

Несколько раз я принимался за изучение напевов азбуки Морзе, с провальным результатом ... Нет, напевы то, в голову, я вколотил - только ничего путного из этого не вышло ... А, именно - нет приема сигналов телеграфа на слух ... Обучение азбуке Морзе приобрело, даже можно сказать, научный подход к разработке методов и трюков при подготовке не столько гражданских, сколько военных операторов-телеграфистов ... Моряки, военные, пилоты, радиолюбители или гражданские связисты используют телеграфную радиосвязь не столько из-за закодированного, от непосвященных, текста сообщений, сколько из-за высокой помехоустойчивости, увеличению устойчивой дальности связи, и короткому времени сеанса радиосвязи, для которых требовалась простая радиоаппаратура ... Дальнейшие методы развития цифрового декодирования радиосигналов позволили перейти на компьютерную обработку радиопередач, при той же помехозащищенности, с коррекцией ошибок и значительным увеличением скорости приема / передачи, основанных на стандартах A1A / J3E прием радиотелеграфных сообщений на слух ...

Основную причину проблемы обучения напевам телеграфных кодов, я вижу - в разности восприятия информации человеком и машиной ... Машина идентифицирует сигнал по образцу, а человек - по образу ... Такова природа человека - мыслить образно, и распознанный напев ассоциируется с неким образом, которому - мозг автоматически, на основе предыдущего опыта развития его нейронных сетей - подсовывает уточняющие образы ...

Например, Д / до-ми-ки ... Мозг рисует некий домик, рядом дерево навесило свои ветви в сторону окна ... Какое это дерево? Может - яблоня? В окне занавески ... Они светлые, темные или в крапинку? ... Все, что мозг не видит - он будет пытаться дорисовать из имеющихся в его памяти доступных и подходящих, под ситуацию, образов ... А зачем это мне? На обработку галлюциногенных видений тратится огромное количество ресурсов мозга, и только спустя некоторое время приходит подсказка, что может быть - эта буква Д ...

Или, например, У / у-нес-ла ... Кто унесла? Кого унесла? Куда унесла? ... Или, К / как-де-ла ... Начинаешь автоматически вспоминать все ли в порядке с делами, а время то - идет ... Важно абстрагироваться от визуальных образов, непосредственно обрабатывая звуковые образы - но как приказать мозгу сделать это в нарушение его природы естественного мышления ? ... Обдумывая все эти конфликтные ситуации мне пришло в голову, что необходимо изменить напевы таким образом, чтобы во-вторых - они перестали связываться с визуальными видениями, а во-первых несли звуковую информацию для идентификации телеграфного кода, и при этом накладывали некоторую наследственность единства восприятия от меньших к большим ...

Все уже давно мыслят определенным набором цифр 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 1 , 10 , 100 ... Никому в голову не приходит назначить числу 100 какой-то специальный образ, типа ||| ... Это уже было в древней истории, вызывало массу проблем и потерь времени, и привело к тому, что человечество отказалось от такого способа записи в пользу более простейшего ... Все в мире устроено так - от простейшего к сложному ...

Ну и, следует сразу отметить, что заучивать коды по ти-ти / та-та мне тоже как-то - не фартит ... Например, у меня получился знак С / ... / си-эс-ай , в таком случае знак Б / -... / ба-си-эс-ай - используя уже изученную последовательность простейших трех точек и добавив новый символ ба - получается новый знак ... Кто-то может сказать, что эти напевы созвучны ... Возьмите, к примеру, слова : вода и подвода - ни у кого же не возникает сомнения, что, несмотря на схожесть написания - это абсолютно разные вещи ? Подвода - это телега на колесах, а вода - это неорганическое соединение газов в виде неустойчивого состояния льда, жидкости или пара ... Но, обратите внимание, при осознании этих слов в мозгу были отрисованы образы телеги с лошадью или / без и воды в жидкой фазе, в какой мы обычно привыкли ее видеть, разве не так? ...

Звуковые образы си-эс-ай / ба-си-эс-ай - настолько же различны в звуковом восприятии, и при этом - не привязаны к зрительным образам, что позволяет полностью сосредоточиться на приеме телеграфного кода Морзе и интерпретации его в знаки : буквы, цифры и служебные символы ... Испытываю надежду, с помощью этого метода, овладеть приемом морзянки на слух с достаточной, для новичка, скоростью ...

Вот, что у меня получилось в следствии этих размышлений, модифицированный алфавит азбуки Морзе :

. Е [E] е
.. И [I] и-ай
... С [S] сэ-сэ-сэс
.... Х [H] хе-че-хе-че
- Т [T] ТЭ
-- М [M] МЭ-МЭ
--- О [O] О-Э-ТО
---- Ш [CH] ШЭ-СЭ-ХЭ-ЧЭ
.- А [A] ай-ЭЙ
.-- В [W] вай-ВЭ-ВЭ
.--- Й [J] й-КРА-ТКО-ДЖЭЙ
-. Н [N] НЭ-эн
-.. Д [D] ДЭ-ди-ди
-... Б [B] БЭ-би-би-би
..- У [U] у-ю-ТА
..-- Ю [:U] ю-и-У-ДА
--. Г [G] ГЭ-ДЖЫ-е
--.. З [Z] ЗЭ-ЗЭ-зи-зи
.-. Р [R] ре-РЭ-ер
.-.. Л [L] ле-ЭЛ-и-ле
-.- К [K] КЭ-и-КЭ
-.-- Ы [Y] Ы-гре-КА-ТА
.--. П [P] пи-ПЭ-ПЭ-пи
-..- Ь [X] ИКС-мя-ки-ЗНАК
..-. Ф [F] фе-фе-ФЭ-еф
..-.. Э [:E] э-не-ТА-не-е
--.-- Ъ [:N] ТВЕР-ДЫЙ-не-МЯГ-КИЙ
...- Ж [V] же-же-ви-ЖЭ
--.- Щ [Q] ЩА-КУ-и-ЩА
---. Ч [:O] ЧО-ТА-О-че
.-.- Я [:A] я-ТА-я-ТА
-.-. Ц [C] ЦЭ-си-ЦЭ-си

Цифры :
.---- 1 и-ТОЛЬ-КО-ОД-НА
..--- 2 два-не-ХО-РО-ШО
...-- 3 три-те-бе-МА-ЛО
....- 4 чет-ве-ри-ти-КА
..... 5 пя-ти-ле-ти-е
-.... 6 ПО-шес-ти-бе-ри
--... 7 СЭ-СЭ-се-ме-ри
---.. 8 ВО-СЬМО-ГО-и-ди
----. 9 ДЕ-ВЯ-ТО-ГО-жми
----- 0 НОЛЬ-ТО-НОЛЬ-ТО-НОЛЬ

Спец символы :
-...- [ = раздел ] РАЗ-де-ли-те-КА
...... [ . точка ] тэ-че-ка-тэ-че-ка
.-.-.- [ , запятая ] я-ЗА-пя-ТА-я-ДА
-..-. [ / дробь ] ДРО-би-и-ДРО-би
..--.. [ ? вопрос ] ну-и-ВО-ПРО-си-ки
--..-- [ ! восклицание ] ВО-О-скли-ци-СЛО-ВО
.-.-. [ ЕЦ конЕЦ передачи ] за-КО-нчил-КО-нец
..-.- [ ИК связИ Конец ] до-сви-ДА-ни-ЯА
...-.- [ СК Связи Конец ] все-до-сви-ДА-ни-ЯА
........ [ ХХ Ошибка / Перебой ] пе-ре-би-те-пе-ре-би-те
.--.-. [ @ e-mail ] е-ПО-ЧТА-е-МА-ил
-.--.- [ ( ) скобка ] СКО-бку-СТАВЬ-СКО-бку-СТАВЬ
.-..-. [ " кавычки ] ка-ВЫ-чки-ка-ВЫ-чки
-.-.-. [ ; точка с запятой ] ТО-чка-ЗА-пя-ТА-я

Какой метод обучения я планирую применить к заучиванию напевов телеграфных кодов? К сожалению не нашлось никакой простой программы - эмулятора телеграфного ключа для компьютера ... Все программы изучения азбуки Морзе : ADKM, Apak, CW Master, Flex-Morse, HamUn, Rufz и им подобные - только воспроизводят звук, не позволяя это делать самому ... Конечно, в некоторых программах можно изменить / подставить собственные напевы, но я не захотел с этим заморачиваться и тем более исключать моторную память руки при набивке кодов вручную ... Поэтому, я скачал простенькие программы пианино для ПК на клавиатуре и решил воспользоваться их возможностями : Piano Gadjet, Piano PC 73 Virtual Keyboard, Piano EveryOne ... Первые, две - сразу отпадают, так как воспроизводят звук со значительной задержкой и чтобы играть на них - надо быть официальным дауном со справкой и заторможенными рефлексами ... Это не камень в огород больных, это - кирпич в огород разработчиков ...

Небольшая подстройка программы Piano EveryOne :
- Setting -> Options -> убрать галочку Open Sustain of the External Midi Instrument
- Здесь, же : подобрать значение Delay (ms) : 10 - 15 ... Слишком малое значение может вызвать искажение звука ...
- Главное окно программы, внизу / переключатели : Sustain и правее - перевести в OFF ...

Все эти подстройки сделаны, чтобы снизить послезвучие после отпускания клавиши и приблизить звучание к похожему на звук телеграфного кода Морзе ... Теперь можно потренироваться в набивании алфавита на подходящей ноте, по звуку, нажатием на клавишу клавиатуры ... По готовности - записать алфавит с напевами на диктофон телефона и, используя военно-космический опыт обучения во сне - включать перед сном записанный файл и спокойно спать, не тратя времени на обучение ... Лично у меня такой нестандартный набор напевов не вызывает никаких инсинуациативных ассоциаций ... Время записи около 20 минут ... Также можно прослушивать запись днем, в любое удобное время, пока она не зафиксируется в мозгу ... После этого - можно переходить к приему знаков на слух из любых, выше перечисленных, программ обучения Азбуке Морзе ...

Цифры я почти оставляю такими, как они есть в текущем варианте, а вот как быть со спец / знаками - подумаю позже, после уверенного приема цифр и букв ... Цифры как-то легче запоминаются и не вызывают побочных образов ... Все же заменил 9 и 0 ...

Урок / день / 1

Сделал, как задумано ... 7 часов здорового, крепкого сна под эту музыку ... Запустил программу Apak и попробовал на прием - ничего не принимается ... Думаю, что это нормально ... Снова запустил аудиофайл диктофона на прослушивание и начал запись знаков на слух в тетрадь ... Обнаружил некоторые новые моменты ...
- Один принятый символ следует записывать по русский, следующий по английский и так - чередовать, чтобы сразу набивать руку ...
- Некоторых символов, для русского, по английски нет - это символы национальных алфавитов с точками наверху или сочетания букв ... Предполагаю, что их сразу нужно добавить в таблицу, с двоеточием впереди ... Пусть тоже сразу запоминаются ...
---- Ш [CH]
..-- Ю [:U]
..-.. Э [:E]
---. Ч [:O]
.-.- Я [:A]

- Также добавил еще несколько символов ...
--.-- Ъ [:N] твер-дый-не-мяг-кий
...... Знак Точка то-чеч-ка-то-чеч-ка
-...- Знак Раздел раз-де-ли-те-ка
........ Знак Ошибка / Перебой пе-ре-би-те-пе-ре-би-те
..-.- Знак Конец Связи до-сви-да-ни-я

- Заново изменил звучание некоторых напевов, которые плохо воспринимаются ... Б [B], В [W], Д [D], З [Z], Л [L] ...

-- М [M] ... Очень сильно сомневаюсь по поводу замены ма-ма ... Со всех сторон этот напев выглядит крайне логично ... Основной моей задачей, вижу, придумать такие напевы, которые бы воспринимались лучше и искоренили из памяти сохранившиеся напевы старой школы, из-за которых мне приходится не учиться - а переучиваться ... Пересмотрел и изменил О [O], П [P], Р [R], Ф [F], Ц [C], Ч [:O], Ш [CH], Щ [Q], Ю [:U] ...

Внесенные изменения требуют перезаписи аудиофайла тренировки и запоминания телеграфных кодов ... При записи следует учесть несколько моментов : указать букву и ее аналог ; первые три раза с напевом, затем просто код ; паузы между знаками сделать пошире, чтобы успевать записывать принятый символ на листке ... Записывать, чередуя и русское и английское написание ... Длительность записи выросла чуть более 30 минут ... Других примечаний пока нет, если не учитывать, что переделан практический весь алфавит ...

Урок / день / 2

Сон был крепкий, но какой-то полу / кошмарный ... Не думаю, что это из-за прослушивания Азбуки Морзе ... Скорее, списал бы это на изменение погоды (похолодание) ... Днем и вечером мне заниматься некогда, ближе перед сном ... И вот, что я вам скажу ... По, моему - этот метод работает ... Если, предыдущие два раза, мне не хватало двух листов в клеточку, буквы прыгали - то сегодня, уверенно, уместил 30 минут аудиозаписи менее чем на одном листке ... Практически никаких проблем не возникло (правда, пока - с аудиоподсказками) при записи английского / русского алфавита букв, знаков препинания и цифр - одновременно (!) ...

Окрыленный успехом, мозг все-таки позволяет размышлять трезво, и становится понятно, что набитые на клавиатурном пианино звуки, мягко говоря - не совсем соответствуют правильным сигналам телеграфной азбуки ... Хотя, прогресс - налицо и нежелательно прерывать уроки - придется это сделать во имя будущего успешного обучения ... Надо еще раз изучить возможности программ обучения коду Морзе, в какой из них можно подставить свой текст с паузами, так, чтобы сделать почти идеальную запись с напевами и без ...

Снова - доработка и развитие алфавита кодов ... На этот раз - только звук Б ... Хотя, напев БЭ-би-и-бе звучит правильно - напев БЭ-би-би-би воспринимается лучше и легче, планирую заменить ... Заодно узнал как записываются спец / знаки и расширил их напевы :
-...- РАЗ-де-ли-те-КА [ = ] Раздел, как знак равно ...
.-.-.- я-ЗА-пя-ТА-я-ДА [ , ] понятно, запятая ...
-..-. ДРО-би-и-ДРО-би [ / ] понятно, дробь ...
.-.-. [ нет напева ] (кон)[ ЕЦ ](передачи) или [ АР ] ... Может быть : я-СТОП-шли-ТЫ-мне ...
...-.- [ СК ] Связи Конец ... у военных радистов и ..-.- Знак Конец Связи / до-сви-ДА-ни-Я / у гражданских ???

Возможно, сочетания букв ЕЦ / СК не обязательно специально заучивать на напев? После изучения букв и при практическом опыте ведения радиосвязи - они сами займут свои места ... Мне кажется так, потому-что еще будет много и трех буквенных сокращений - которые надо просто знать, что они обозначают ...

Урок / день / 3

К задаче создания правильного звукового аудиофайла образцов телеграфных кодов наиболее подходит программа CW Master, которая позволяет загрузить произвольный текстовый файл для озвучивания ...
- Пауза между буквами 8 пробелов работает только до переноса строки, затем все промежутки пауз автовыравниваются ...
- Твердый знак Ъ озвучивается, как мягкий знак ...
- Спец / символы вообще не озвучиваются ...
- Озвучиваются только буквы и цифры ...
- Все последующие модификации и доработки аудиофайла планируется выполнить при помощи программы Audacity MP3 Editor ...
- Снова появляется возможность проигрывая правильный звуковой файл на ПК и, записывая на диктофон телефона, наложить напевы собственным голосом, который всегда будет совпадать с мысленным напеванием напевов ... Ничьи напевы не будут звучать в вашей голове более естественно, чем ваши собственные ...
- Подготовил текстовый файл, загрузил в CW Master и воспроизвел, записывая на Стандартные / Звукозапись - ПК устройство, убрав регулятор громкости записи наполовину ...
- Полученный WMA аудиофайл перевел в MP3 программой Easy CDDA Extractor Portable и скормил в Audacity MP3 Editor для редактирования : исправлен Ъ знак, увеличены паузы между группами и добавлены спец / символы ...

Лучшего аудио качества не получить, а все длительности - равномерные ... Немного подправил букву Ж ... При записи на листок, буквы - снова запрыгали, из 10 не успеваю записать и половины (на некоторых символах) ... Скорость 10 еще великовата, но теперь можно смело продолжать обучение в нужном направлении ...

Урок / день / 4

... Коматозный сон под звук морзянки ... Снилось, что пью водку, хотя последние лет 15 - даже не нюхал ее ... День в трудах и заботах, а вечером - повторение - мать учения ... На скорости 10 реально тяжело не то, что - чередовать буквы англ / рус, но и даже - просто успевать их записывать ... Поэтому разделил запись на слух : листок по русски, листок по английски ...

Продолжаю шлифовать напевы для лучшего восприятия : С [S] си-си-си , Х [H] хе-че-хе-че , Ш [CH] ШЭ-СЭ-ХЭ-ЧА , Д [D] ДЭ-ди-ди , Р [R] ри-РА-ер , Ф [F] фи-фе-ФА-еф , [ ? вопрос ] ну-и-ВО-ПРО-си-ки ... Каждая переделка напевов требует пере / записи аудио файла и пере / инициализации напева в мозге ...

Хорошо, сделал ... Сижу и слушаю ... А с какого перепуга Т должна быть ТА ? Русский алфавит совсем не так произносится ... А БЭ ВЭ ГЭ ДЭ Е ЖЭ ЗЭ И КА / КЭ ЭЛ / ЛЭ ЭМ / МЭ ЭН / НЭ О ПЭ ЭР / РЭ ЭС / СЭ ТЭ У ЭФ / ФЭ ХА / ХЭ ЦЭ ЧЭ ША / ШЭ ЩА Ы Э Ю Я ... Какому умнику пришло в голову использовать А вместо Э ? Уже есть готовая звуковая / фонетическая основа - зачем ее менять ? Еще раз все переделаю и посмотрю, как получится ...

Урок / день / 5

... Проснулся с еще большим убеждением, что двигаюсь в правильном направлении ... Снова пытаюсь проанализировать необходимость применения ТА и ДА ...
# А [A] ай-ТА - просится ай-ДА, чтобы резче обозначить границу перехода, но на самом деле должно быть ай-ЭЙ, потому-что ЭЙ БИ СИ по английски ...
# У [U] у-ю-ТА и Ю [:U] ю-и-У-ДА - эти напевы мне кажутся правильными, идет игра на мягкости ТА и жесткости ДА, что помогает звучанию произношений не пересекаться ...
# Н [N] НЭ-эн - длительность Э, в этом случае, регулируется открытым и закрытым слогом, фонетика - русским и английским звучанием, подсказка в произношении ...
# Э [:E] э-не-ТА-не-е - Э не та Е, как обычно, а Е с двоеточием ... Применяется звучание ТА ...
# Я [:A] я-ТА-я-ТА - сложно разбирать этот напев, и его взаимопересечения, но он кажется мне правильным ...
# С [S] сэ-сэ-сэс , потому и потому-что Ц [C] ЦЭ-си-ЦЭ-си
# [ . точка ] то-чеч-ка-то-чеч-ка - ну, не катит это произношение ... а, подходит - как из фильмов про разведчиков : ТЧК тэ-че-ка ...

Одновременно понял, что создавая цельный аудиофайл произношений - нарушаю принцип простоты ...
- при каждой аудиозаписи 30 минут - возникает случайный сбой или ошибка ...
- всегда одинаковый порядок следования знаков ...
- трудная модификация произношения ...

Перейдя на по / знаковую аудио запись звуков, каждый знак / отдельный файл - все эти проблемы решаются и дают большие преимущества :
- легкая модификация звучания произношения ...
- легкое устранение ошибок ... легкое добавление новых напевов ...
- возможность воспроизведения целой папки с напевами в случайном порядке проигрывания аудио / файлов, что даст еще больший эффект разнообразности запоминания ...

Урок / день / 6, 7

По вынужденным причинам - профилонил : ездил на фазенду ... Там - нет ни времени, ни технической возможности продолжать неоконченную работу ... Было очень жаль терять два дня времени ... Но, для правильности восприятия - пришлось заставить себя отказаться от заучивания предыдущей версии напевов ...

Урок / день / 8

Приступил к завершению урока 5 ... Заменил [ ЕЦ конЕЦ передачи ] на за-КО-нчил-КО-нец , Р [R] ре-РЭ-ир и [ ! восклицание ] ВО-О-скли-ци-СЛО-ВО ... Продолжаю исправление аудио записей напевов ... Получилось нечто похожее на правду ...
Азбука Морзе, оригинальное звучание, MP3, zip архив, 32 Мб ...
Азбука Морзе, русские напевы, 3GPP, zip архив, 23 Мб ... Запись на телефон / смартфон Android ...

Напевы только для образца, что должно получиться ... Настоятельно рекомендую, используя оригинальное звучание - записать собственные напевы, ибо ничей голос не звучит в голове так хорошо, как - свой ... В архиве не все знаки, а только основные ... Все еще испытываю неопределенность - удачно ли подобрал напев Ф [F] фи-фи-ФЭ-иф ... По крайней мере - теперь его легко перенапеть, и вообще - можно плотно приступить к изучению ... О результатах доложу ...

Урок / день / 9, 10

В свободное время и на ночь слушаю / повторяю напевы и записываю знаки в тетрадь ... Не могу сказать, как помогает ночное обучение ... Дневное - продолжает шлифовать напевы ... Снова одолевают сомнения ... Пришел к мнению, что напевы должны быть лишены эмоциональной окраски в голосе, так как частота посылок - неизменна ... И, все-таки, е-Э звучит более естественно ... К [K] КЭ-и-КЭ , Р [R] ре-РЭ-ер , Ф [F] фе-фе-ФЭ-еф , 2 два-не-ХО-РО-ШО , СЭ-СЭ-се-ме-ри ...

21:39 19.05.2018

Поделиться ссылкой :
Отзыв / Диалог :

Быстрый поиск по сайту :


Главная / разделы сайта


© techstop-ekb.ru / Екатеринбург / 2018