techstop-ekb-ru, Екатеринбург, Россия

Компоненты автомобиля - катализатор

Катализатор - описание.

Катализаторы начали устанавливать на автомобили в 1980 гг., еще на карбюраторные модели с электронным управлением и с тех пор катализирование и очистка выхлопных газов постоянно совершенствовались в связи с ужесточением норм токсичности. Катализаторы подразделяются на системы : без регулировки, с регулировкой, без подогрева, с подогревом, трех-компонентные катализаторы. Рабочая температура катализатора +350 ... +750 градусов Цельсия. При температуре +1000 градусов Цельсия и выше начинается оплавление и механическое разрушение катализатора. При попадании большого количества несгоревшего топлива в катализатор он раскаляется докрасна и существует опасность пожара / случается при перепутывании высоковольтных проводов / отказе катушки зажигания / значительной утечке инжекторов / потери компрессии. Снижение эффективности катализатора вызвано выжиганием напыления благородных металлов принимающих участие в процессе накопления и отдачи кислорода для дожигания паров несгоревшего топлива, оседающих на мелкой керамическое решетке катализатора. После эмиссии / потери катализирующего напыления, даже при неповрежденной керамической решетке катализатор не способен более выполнять свою задачу, это и называется снижением эффективности катализатора. Когда существует угроза выхода катализатора из строя - лампа проверки двигателя начинает мигать на панели приборов.

Катализатор - расположение.

Катализатор расположен в глушителе, как можно ближе к выпускному коллектору для обеспечения достаточной температуры для разогрева выхлопными газами.

Катализатор - причины неисправности.

- Снижение эффективности катализатора
- Применение этилированного бензина
- Удар днищем / катализатором о препятствие на дороге, с последующим разломом катализатора
- Несанкционированное удаление катализатора
- Засорение катализатора сажей / моторным маслом
- Движение с неисправным цилиндром / несгоревшее топливо
- Перепутаны свечные провода / порядок работы цилиндров
- Неисправность датчиков кислорода / компонентов системы впрыска топлива

Признаки неисправностей катализатора :
- Глохнет часто / Не заводиться
- Запуск трудный
- Перерасход топлива
- Недостаток мощности
- Дым черный

Катализатор - диагностика, тестирование.

- Тест эффективности катализатора
- Тест противодавления катализатора
- Тест катализатора по изменению вакуума во впускном коллекторе
- Тест температуры катализатора

Катализатор - дополнительная информация.

Всем известна история автопроизводителя Toyota, когда одно время они так перекатализировали свои катализаторы, что те начали вонять тухлыми яйцами ... Предыдущие версии нормально, а как новая машина заедет - дышать нечем ... Позже эффект стал проявляться и на других автомобилях ... Многие указывали, что это качество бензина плохое - и при этом дополняли, что если удалить катализатор - вонь пропадает ... Значит дело все-таки не в бензине, а в особенностях термо / химической работы катализатора ... Газуха - она, что с катализатором, что без катализатора воняла ... Но это было очень давно, и качество бензина теперь тоже другое ...

В некоторых случаях, при удалении катализатора, устанавливается пламегаситель; при его отсутствии бачек катализатора будет сильно бубнить, так как катализатор мелкими отверстиями режет звуковые ударные волны и снижает шумность выхлопа.

В химии катализатор это вещество, ускоряющее / замедляющее химические реакции других веществ, без влияния на самого себя. Платина, палладиум, радий - одни из дорогостоящих материалов автомобильных катализаторов, для снижения стоимости изделия тонким слоем нанесены на керамическую основу катализатора.

Суть работы автомобильного катализатора в режиме отсечки двигателя накапливать кислород, в режиме работы двигателя на богатой смеси отдавать кислород для высокотемпературной реакции дожига паров несгоревшего топлива в выхлопных газах и снижение токсичности выхлопа. Потеря способности накапливать / отдавать кислород называется снижением эффективности катализатора.
- 2-х компонентный катализатор доокисляет CO и CH до CO2 и H2O
- 3-х компонентный катализатор дополнительно доокисляет окислы азота NOx
- установка катализатора требует слегка переобедненной топливо / воздушной смеси для присутствия достаточного количества кислорода для протекания химических реакций в катализаторе
- преобразование соединений NOx максимально при слегка обогащенной смеси
- преобразование соединений HC и CO максимально при слегка обедненной смеси
- Таким образом в катализаторе совмещаются 2 взаимоисключающие функции, и оптимальная работоспособность катализатора / КПД = 80% / приходиться на стехиометрическое отношение состава воздушно / топливной смеси = 14,7 : 1.
- Вообще, скорость отдачи кислорода TWC катализатором более низкая, чем скорость поглощения кислорода из выхлопных газов / аккумулирование кислорода, фактическое количество запасенного кислорода будет быстро достигать предельного значения вместимости запаса кислорода при установлении благоприятных условий.
- Химическая формула катализатора : O2 + H + CO ==> H2O + CO2
- Образование воды при нормальном сгорании вызывает коррозию и ржавчину, поэтому глушителя ржавеют и прогнивают изнутри / прогорают.
- При работе катализатора температура его задней части / по ходу движения выхлопных газов / на 50 градусов Цельсия выше температуры передней части, иначе и при повышенном уровне HC катализатор неисправен.

Для противодействия снижению эффективности / отравлению катализатора высокой токсичностью выхлопных газов в управление двигателем добавлена система принудительной продувки катализатора воздухом / Secondary AIR. При холодном запуске воздух направляется в катализатор, чтобы помочь снизить образование и накопление CO и HC в выпускной системе. При рабочей температуре воздух направляется в середину TWC / трехкомпонентного катализатора, помогая снижать образование NOx соединений. Внутри катализатора процессы дожига могут достигать температуры 900 градусов Цельсия. Однако, рабочая температура катализатора +350 ... +750 градусов. Постоянные температуры выше +750 ... +1000 градусов вызывают перегрев и механическое разрушение катализатора, оплавление и затруднение выпуска выхлопных газов, остановку двигателя и невозможность повторного запуска.

Тест катализатора

Нет оснований производить замену катализатора, если на прогретом автомобиле по параметрам газоанализа CO < 0.5 %, лямбда = 1.00 ... 1.02

Тест токсичности до катализатора при отключенном лямбда-регулировании.

При холодном запуске автомобиля лямбда-регулирование может начать работу по обеспечении коррекции топливо-воздушной смеси по истечении времени прогрева датчика кислорода / лямбда-зонда. На прогрев может уходить до 40 секунд. Все это время система управления работает по текущим параметрам работоспособности и частично по сохраненным значениям коррекции последних успешных запусков. В случае неисправности системы работа двигателя в этот период времени может быть затруднена ... После прогрева и активации подсистемы лямбда-регулирования схемы контроля блока управления выравнивают работу двигателя, осуществляя коррекцию, тем самым нивелируя неисправности в системе впрыска.

Для качественной проверки работы системы впрыска лямбда-регулирование необходимо временно отключить. Требование к тесту :
- Воздушный фильтр чистый
- Моторное масло не более 75% срока эксплуатации
- Давление до катализатора не более 0.2 кг/см
- Обороты двигателя в норме
- Отключить лямбда-зонд
- Прогреть двигатель до рабочей температуры
- Подключить газоанализатор
- Измерить выхлопную токсичность на холостом ходу
- Контрольное значение : CO до катализатора = от 0.8 до 1.2% / регулировка в норме

Switch Ratio метод диагностики катализатора.

При выполнении условий теста для всех значений датчика расхода воздуха будут накоплены значения переключения до и после датчиков кислорода. Переключения заднего датчика будут разделены на переключения переднего датчика кислорода для получения отношения.
- Отношение = 0.0 - катализатор исправен
- Отношение = 1.0 - катализатор с низкой эффективностью


© internet / service manual / car & truck diagnostics people's allowance

17:13 02.12.2017

Поделиться ссылкой :
Отзыв / Диалог :

Быстрый поиск по сайту :


Главная / разделы сайта


© techstop-ekb.ru / Екатеринбург / 2018