techstop-ekb-ru, Екатеринбург, Россия

Верхний эшелон : диагност-консультант

Насколько мне известно, в России и в Америке существуют различные подходы к ремонту и обслуживанию автомобилей. В Америке - механик - мастер на все руки, и слесарь, и электрик. Подтверждением квалификации механика обычно является сертификат от ASE :

National Institute for Automotive Service Excellence, USA

ASE, национальный институт высококачественного сервиса в США. Для того, чтобы стать дипломированным специалистом, получать хорошую зарплату и иметь возможности карьерного роста будущий механик стремиться сдать платные тесты на сертификацию ASE, на выбор, из более 40 предлагаемых тестов. Чем больше пройденных тестов и полученных дипломов / сертификатов - тем выше мастерство механика ... Но, не факт ...

Конечно, можно заучить курсы и сдать их, и забыть, если это идет не из понимания процессов. На практике мало знать формулы и знания, нужно еще уметь применить их в нужное время ... Хорошим примером этого понимания будет сравнение Отто (механика) и Тесла (электрика) ... Современные технологии автомобилестроения глубоко интегрируют эти направления друг в друга ... Как я уже когда-то ранее указывал о различии между механиками и электриками ... Электрик идет от электрики к механике и разбирается дальше, так как механику можно понять как она устроена и работает ... Механик идет от механики к электрике и останавливается, так как трудно понять и невозможно пощупать как устроено и работает электроуправление ... По крайней мере, без специальных знаний и оборудования ...

В России сложилось так, что механики и электрики - это раздельные специалисты, даже если дело касается замены лампы или предохранителя. Хотя, даже в учебнике водителя 3-го класса от 1971 года явно прописано, что проверка предохранителей относится к ежедневному ТО, выполняемому водителем ... Если 12-вольтовое электрооборудование почти (!) безопасно, то хлопки электричества на 24-вольтном электрооборудовании смущают даже опытных электриков ... ))) ...

Обязательная сертификация услуг автосервиса была отменена правительством в 2004 году, под соусом низкого развития сервисных станций по ремонту и обслуживанию автомобилей населения России, и как следствие, большие очереди и высокие цены в крупных автопредприятиях обслуживания транспорта. С тех пор любой, кто мог корявыми руками удержать гаечный ключ более 17 размера - автоматом становился профессиональным автомехаником. Для подтверждения и развития бизнеса теперь может использоваться добровольная сертификация услуг, подтверждаемая сертификатом :

РСТ, сертификат соответствия на товары и услуги

РОССТАНДАРТ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии

РОССТАНДАРТ, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, через уполномоченные и аккредитованные филиалы в регионах, осуществляет обязательную и добровольную сертификацию, в соответствии с законами РФ. Я могу ошибаться, но, по моему подтвердить свои навыки по тестам ASE в Америке может любой желающий, а получить Сертификат РСТ в России может только предприятие. Возможно, это связано с особенностью и распространением частного бизнеса в Америке. В России рассматривается возможность введения субъекта : самозанятый специалист, для которого должны быть сделаны поправки к законам, в том числе и к сертификации.

Карьерный рост несертифицированного авторемонтного персонала в России обычно проходит через следующие этапы : Ученик, Стажер, Молодой, Лечило, Мастер, Слесарь-гинеколог 5 разряда, Диагност, Диагност-Консультант.

Длительность каждого этапа не определяется временим, а зависит от способности обучаемого усваивать материал, качества наставничества и широты модельного ряда обслуживаемого транспорта (практика ремонта). Перескочить через этап не получиться : стажер всегда умнее ученика, а молодой умнее стажера ... Может быть ученик диагноста, но тогда читай ученик (а, диагноста - зачеркнуть) ... Уровень мастерства всегда принимается на понижение. Догадаться о неисправности без экстрасенсорных способностей невозможно, а о том, что экстрасенсы пошли в слесаря - я не слышал ... Теория без практики работает слабо, а практика, подкрепленная теорией, увеличивает шансы на мастерство в будущем ...

Что касается последнего (диагност-консультант) то, на мой взгляд, этому нельзя научить, к этому можно только прийти ... Уметь доступно объяснить суть происходящих процессов ... и сервисменам ... и клиентам ... Доходчивым языком на простых и понятных примерах ... Требует глубокого знания матчасти и своеобразной изворотливости ума ... Многим моим клиентам нравиться, как я с помощью Х**, П**** и Ж***, а также обыденных, повседневных и всем понятных вещей, могу объяснить любой процесс в автомобиле ... Особенно, если автовладелец - женщина, и надо не заставить слепо следовать указаниям, а в максимально сжатые сроки дать логические представления и разъяснения, и побудить на правильные и последовательные решения и действия.

Для примера - возьмем обычную мясорубку ... Например, женщина лет 30 использует ее в быту ... Она знает куда положить мясо, что нужно покрутить ручку и на выходе получиться фарш ... Женщина проделывала эту операцию 1000 раз , а может быть и более ... Думаю ли я , что женщина умеет пользоваться мясорубкой? Ответ - да ... Теперь зайдем с другой стороны ... Я делаю автомобили лет 30 ... С различным подходом и в различных комбинациях я делал их 1000 раз, а может быть и более ... Как думает женщина - я умею делать автомобили? Логический ответ - да! Фактический - нет ... Почему? Потому, что мясорубка за 30 лет практически не изменилась, а автомобили каждые 5-7 лет полностью изменяются от морды до жопы ...

Теперь, еще пример ... Двигатель троит, похоже на неисправность форсунок ... Инжектора трижды тестировались и признаны исправными, но на автомобиле не работают ... Сам блок управления никаких ошибок не фиксирует и, соответственно, никаких подсказок не дает ... Это на первый взгляд ... Если же копнуть поглубже, то видно, что датчик температуры показывает чрезмерно высокую температуру ... Обратимся к бытовым примерам ... Хозяйка на кухне включила полный газ и жарит котлеты ... Но котлеты стали пригорать к сковородке ... Что делает хозяйка? Не вдаваясь в тонкости технического анализа температуры сковороды она глобально фиксирует чрезмерно большую температуру и логически снижает температуру горения, то есть убирает газ (уменьшает подачу топлива) ... Что делает блок управления в подобной ситуации? Он делает тоже что и кухарка - уменьшает подачу топлива ... Причем уменьшает ее до такой степени, что начинается пропуск рабочего хода цилиндра из-за бедной смеси ... Надо менять форсунки? - нет ... Что надо делать? - надо менять неисправный датчик температуры ... Еще объяснения нужны?

Говорит ли последний пример о том, что каждая кухарка может быть диагностом? Если кухарки управляют государством - то почему бы им не быть диагностами ? ))) На самом деле у этого примера есть еще варианты алгоритмов поведения системы, но я не буду их здесь приводить, что-бы не смазать эффект примера и не засерать мозги.

Я не мастер разговорного жанра и не заучиваю диалоги наизусть. Ответы и примеры появляются сами собой, прямо-пропорционально сложности задания ... Чем сложнее неисправность и труднее ее устранение - тем более напряженней и изворотливее работает мозг в поисках выхода из сложившейся ситуации. Вероятно мозг так устроен у всех людей, и в частности у диагностов-консультантов.

1 октября 2016

Поделиться ссылкой :
Отзыв / Диалог :

Быстрый поиск по сайту :


Главная / разделы сайта


© techstop-ekb.ru / Екатеринбург / 2018